Главная » Файлы » Мои файлы |
27.11.2013, 18:54 | |
Типология неправильного воспитанияВ каждой семье свои
особые, неповторимы отношения с малышом. Семьи бывают разные: полные и
неполные; многодетные и с одним ребенком; конфликтные и благополучные и т.д. В
каждой семье может быть свой тип воспитания. Выделяют несколько типов
воспитания, которые существуют в семье и по-разному влияют на развитие
личности.
Выделяют
несколько типов неправильного воспитания: Безнадзорность, бесконтрольность встречается,
когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания
детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске
увеселений, попадают под влияние "уличных" компаний. Гиперопека– жизнь ребенка
находится под бдительным и неустанным надзором, родители пытаются всячески
оградить ребенка от трудностей, он слышит все время строгие приказания,
многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным,
боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои
интересы, зависимость от окружающих. Постепенно нарастает обида за то, что
другим "все дозволено", развивается подозрительность, упрямство,
агрессивность. В дальнейшем, у подростков все это может вылиться в бунт против
родительского засилья: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома. Другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу "кумира" семьи. Родители в этом
случае чрезмерно заботливы. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его
желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате,
повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть
свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он
обвиняет всех, только не себя, возникает истероидная акцентуация характера,
приносящая человеку множество переживаний во всей дальнейшей жизни. Воспитание
по типу Золушки, т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия,
холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им,
хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к
нему. "Нет ничего хуже притворства доброты, – писал Л. Толстой, –
притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба". Ребенок
переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше.
Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к
невзгодам или озлобленности детей. "Жесткое воспитание" – за малейшую
провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К. Д.
Ушинский указывал, что страх – самый обильный источник пороков (жестокость,
озлобленность, приспособленчество, угодничество возникают на основе страха). Воспитание в условиях повышенной
моральной ответственности – с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно
должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него
возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются
навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких.
Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические
срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими. Родителям следует знать и о типичных детских реакциях нарушения
поведения. Реакция
отказа
(от игр, пищи, от контакта) возникает в ответ на резкое изменение привычного
образа жизни, например, когда "домашний ребенок" начинает посещать
детсад, когда семья лишается кого-то из близких, и т.п. Реакция
оппозиции проявляется в том, что ребенок противодействует попыткам заставить его заниматься
нелюбимым делом (убегает из дома, со школьных занятий и т. п.). Реакция
непомерного подражания кому-либо (реальному человеку, персонажу кинофильма,
книги) проявляется в копировании одежды, манеры, речи, суждений, поступков. И
беда, если кумиром оказывается отрицательный субъект. Реакция
компенсации проявляется в том, что ребенок всеми силами пытается
затушевать или устранить какие-либо свои слабости. Так, неудачи в учебе
восполняются достижениями в спорте, а учеба под объективным предлогом
"занятости" отодвигается на задний план. Или физически слабый
мальчик, стремясь не уступить более крепким сверстникам, с поразительным
упорством занимается боксом, чтобы доказать свою храбрость, ныряет с высокого
моста в реку. Весьма распространен авторитарный тип воспитания, в котором ярко проявляется диктат отношений к ребенку, требование беспрекословного подчинения, неприятие индивидуальности малыша. Подобное отношение к ребенку строится на незыблемости собственного авторитета родителей, иногда ложного. Такие родители часто используют наказания, жестокий контроль («ты будешь делать так, как скажу я»).Варианты разрешения разногласий родителем не принимаются и не обсуждаются. Для ребенка в этом случае характерна низкая самооценка («я плохой, я никому не нужен»), сниженная активность, безынициативность, склонность к ссорам, трудности в общении со сверстниками. Замечено, что если в семье авторитарна мать по отношению и к ребенку и к отцу, то это влияет на отношение малыша к отцу: игнорирует его, не считается с ним. Авторитарность отца мешает ребенку, особенно девочке, хорошо к нему относиться. Такая позиция членов семьи приводит к постоянным конфликтам. | |
Просмотров: 761 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |