Годовой план работы педагога-психолога
МБДОУ «ЦРР–детский сад № 156» г. Чебоксары на 2013-2014г.
В 2013-2014 году основной целью моей работы будет создание комфортных психологических условии: для эмоционального благополучия и всестороннего развития воспитанников, развитие индивидуальных способностей каждого ребенка, а так же полноценной работы всего коллектива ДОУ, по средствам использования коррекционно-развивающих методов.
А так же:
§Содействие администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников педагогического процесса.
§ Содействие в приобретении педагогическим коллективом образовательного учреждения психологических знаний, умений, навыков, необходимых для избегания ошибок в общении с детьми и построении педагогической деятельности
§ Содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании и обучении воспитанников, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности и милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой.
Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ определяется следующими задачами:
· Усиление психологизации в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
· Осуществление психологического сопровождения воспитанников в процессе пребывания в детском саду.
· Оказание психологической помощи (консультативной, диагностической, коррекционной, психопрофилактической) всем участникам воспитательно-образовательного процесса.
· Проведение индивидуальной и групповой работы с детьми на основе диагностирования и учета их индивидуально-психологических особенностей.
· В работе с педагогическими кадрами особое внимание уделить вопросу использования в работе с детьми данных, полученных в процессе диагностики педагогом-психологом.
· Использование комплекса развивающих занятий, в работе по подготовке детей к школе, направленных на формирование и развитие мотивационно-ценностного отношения ребенка к школе и развитие его психических процессов.
· Содействие личностному развитию каждого ребенка на всех возрастных этапах, на основе развития индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявлений.
· Содействие развитию у детей основных личностных новообразований дошкольного детства.
· Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
· Повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов в закономерностях и особенностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей.
· Выявление уровня психического развития воспитанников.
· Коррекция и развитие психических процессов, эмоциональной межличностной сферы, коррекция негативных состояний (агрессивность, тревожность) дошкольников.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе детского сада - деятельности педагога-психолога ДОУ на 2012-2013 год осуществляется по следующим направлениям, согласно годовому плану работы и по запросу родителей и воспитателей, комплексной работы с воспитанниками с приоритетным осуществлением интеллектуального развития детей относится: экспертная работа, психологическая профилактика и психологическое просвещение, психологическое консультирование, диагностика, коррекционно-развивающая работа с детьми и их родителями, а так же с педагогами учреждения.
Психопрофилактическая работа.
Профилактическая работа с детьми включает:
- Индивидуальные занятия по профилактике трудностей в обучении и воспитании.
- Групповую работу с детьми по профилактике агрессивности и тревожности.
Работа с родителями: выступления на родительских собраниях, психолого-педагогическое консультирование.
Работа с педагогами: выступления на педагогических советах, проведение тренингов и занятий.
Просветительская работа. В рамках реализации данного направления психологом так же проводится следующая работа: выступления на педсовете с докладами с целью ознакомления воспитателей с результатами психологических обследований, а так же, повышения профессиональной компетентности, и профилактики и коррекции психоэмоционального выгорания педагогов и воспитателей, выступления на родительских собраниях.
Диагностическая деятельность. Проведение индивидуальной и групповой психодиагностики воспитанников, с использованием различных методик, с целью изучения уровней и особенностей нервно-психического развития вновь прибывших детей, эмоционально-волевой сферы (выявления уровня тревожности, агрессивности), изучения особенностей развития познавательных процессов и индивидуальных черт личности ребенка, изучения уровня психологической и мотивационной готовности к обучению детей в школе, а так же диагностики детско-родительских отношений, по запросу родителей и диагностика педагогов и воспитателей.
Консультативная деятельность. Индивидуальное психологическое консультирование родителей детей, посещающих ДОУ, а также педагогов и воспитателей учреждения, семейное психологическое консультирование, направленные на развитие родительской компетентности об индивидуальных и возрастных особенностях ребенка, а так же улучшение и гармонизацию детско-родительских и семейных взаимоотношении.
Коррекционная деятельность. Групповые и индивидуальные психокоррекционные и развивающие занятия с детьми, с использованием различных психотерапевтических и психокоррекционных методов и приемов (сказкотерапия, арт-терапия, игротерапия, водная и песочная терапия, метод рисования песком- Sand-art, релаксация), направленные на адаптацию детей раннего возраста к детскому саду, так же в средних, старших и подготовительных группах стабилизацию психоэмоционального состояния ребенка, коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы, снижение уровня тревожности и беспокойства, агрессивности, повышение самооценки, коррекцию и развитие психических процессов, коррекцию межличностных и детско-родительских отношений, развитие у детей коммуникативных навыков и эмпатии, формирование и развитие позитивной продуктивной мотивации и психологической готовности к обучению в школе.
Кроме того, проведение коррекционно-развивающих тренингов и занятий с педагогами по профилактике и психокоррекции профессионального психоэмоционального выгорания
Организационно-методическая работа. Составление годового плана работы, заполнение текущей документации педагога-психолога, оформление справок по результатам обследований, работа с литературой, разработка и внедрение коррекционно-развивающих программ направленных на коррекцию эмоциональных и поведенческих нарушений. Оформление стенда с консультациями и брошюрами для родителей и педагогов.
Участие в научно-практических конференциях, конкурсах и публикация статей в научных изданиях, а так же подготовка информации для сайта.
А так же, повышение профессиональной компетентности: изучение психологической литературы прохождение текущих семинаров, тренингов, посещение методических мероприятий на базе МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Развитие» г.Чебоксары Чувашской Республики.