Сказкотерапия

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый  принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как  уютный милый  дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Маленькие детки - маленькие бедки" - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся наши дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь своему ребёнку? Возможно, стоит обратиться к знатокам человеческой души - психологам? Грамотное психологическое консультирование поможет родителям подобрать ключик к внутреннему миру их малыша. Сегодня на вооружении психологов есть множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Один из главных таких способов это арттерапия - лечение искусством. Для малышей лучше всего подойдут такие виды арттерапии, как цветотерапия (лечение цветом), музыкотерапия (лечение мелодией), игротерапия (использование игры, как способа решения психологических проблем ребёнка) и, конечно же, сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.

Наверное, большинство из нас в детстве любили слушать , а потом и читать сказки волшебные сказки, сопереживать героям или даже представлять себя на их месте. Но сказка нужна не только для того, чтобы развлечь реюбнка или уложить его спать. Сказкотерапия для детей-это целое направление в психотерапии.

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.

Наши предки использовали сказкотерапию для детей неосознанно, через сказки передавая жизненный опыт, отношение к миру, моральные нормы и принципы, обычай и традиции. Сказка в этом случае выполняла те же функции, что и колыбельные для детей. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.

Современная же сказкотерапия для детей направлена не только на развитие ребенка, но и направленную помощь в трудных жизненных ситуациях. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Посоветуйтесь с психологом. Сеансы сказкотерапии помогут вам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Родители могут освоить сказкотерапию и самостоятельно, но психологическое консультирование, всё равно, не помешает. Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к разводу родителей.

Почему именно сказка? Ответ прост: у ребенка еще нет собственного жизненного опыта. Для него сказка - своеобразный кладезь жизненных ситуаций, с которыми ему еще предстоит столкнуться при взрослении. Сказки подсказывают ребенку, как нужно поступать, а как - нет, показывают многие жизненные проблемы, а в придачу еще и дают способы их решения. Многие сказки куда глубже, чем кажется на первый взгляд. Сказкотерапия для детей позволяет "вытащить" из сказочной истории весь ее скрытый потенциал и использовать его во благо. 
Сказкотерапия для детей бывает трех основных видов: диагностирующая, воздействующая и развивающая. В принципе, из названия понятно, для чего используется тот или иной вид сказкотерапии. Для сказкотерапии можно использовать самые разные сказки - народные, авторские, специально написанные психотерапевтами для работы с детьми. Сказки делятся на пять видов в зависимости от назначения: художественные, дидактические, психокоррекционные, собственно психотерапевтические, медидативные. Понятно, что у психотерапевтических сказок наибольший потенциал. Но если у ребенка нет серьезных проблем, можно использовать для сказкотерапии и художественные сказки, главное - делать это правильно. Психотерапевтические сказки в основном авторские, но можно использовать в качестве психотерапевтических сказок библейские притчи. 
Сказкотерапия для детей основана на том, что ребенок отождествляет себя с главным героем сказки, учится на его ошибках. Это отличная возможность примерить на себя различные социальные роли. Существует мнение, что любимая сказка влияет на нашу последующую жизнь, как бы программируя ее. Конечно, точного повторения сценария сказки ждать не стоит, но мы можем осознанно или неосознанно перенимать качества наших любимых героев, наследовать их поведение. Обратите внимание на то, кому из персонажей сказки симпатизирует ваш ребенок. Если этот персонаж отрицательный - попробуйте вместе с ребенком найти в его характере хорошие черты. 
Сказкотерапия для детей не гарантирует моментальный эффект. Иногда требуется долгая и кропотливая работа, чтобы справиться с той или иной проблемой. Просто прочитать ребенку сказку недостаточно. Нужно мягко направить его к тому, чтобы он увидел в ней выход из своей проблемы, если нужно - обсудить с ним сказку, подсказать ключевые моменты. 
Очень хорошо, если вы сможете придумать для ребенка индивидуальную, личную сказку, которая будет максимально приближена к реальной ситуации, но вместе с тем все-таки останется сказкой. Пусть главный герой будет похож на вашего ребенка, дайте ему увидеть в нем себя (но все-таки сходство не должно быть слишком явным, это ведь сказка). Опишите проблему, с которой сталкивается главный герой, его переживания - пусть ребенок увидит, что его понимают. Конечно, герой с блеском выйдет из трудной ситуации и найдет решение проблемы. Если ребенок постарше, такие сказки можно придумывать и вдвоем - пусть он сам поможет герою справиться с трудностями. Пройдя этот путь в своем воображении, ребенку будет легче справиться с проблемой в реальной жизни. 
Сказкотерапия для детей используется и в борьбе с негативными качествами характера, в этом деле на помощь приходят всем известные художественные сказки. Вас расстраивает то, что ребенок жадничает? Прочитайте ему "Сказку о рыбаке и рыбке", пусть он сам увидит, к чему приводит жадность. Но учтите, что нельзя проводить слишком явные параллели и давать на ребенка, пусть он сам сделает выводы. На это уйдет немножко больше времени, зато ребенок усвоит этот урок самостоятельно - а значит, эффект будет больше. 
Сказкотерапия для детей часто проводится в сочетании с цветотерапией, игротерапией или музыкотерапией. Предложите ребенку нарисовать иллюстрацию или сделать поделку по мотивам любимой сказки, инсценировать отрывок из нее. Можно сопровождать чтение сказки приятной музыкой, подходящей к ней. К примеру, если вы решили рассказать ребенку сказку о Щелкунчике, почему бы фоном не поставить одноименный балет Чайковского? 
Прежде чем самостоятельно проводить сказкотерапию, ознакомьтесь с методической литературой по теме, тщательно подберите сказки - небрежность в этом деле ни к чему. Сказкотерапия может показаться несерьезной, но ее, как и любую психотерапию, нельзя пускать на самотек. Проводит сказкотерапию лучше всего перед сном. Если вы решили прибегнуть к сказкотерапии после какой-то травмирующей ситуации, не делаете этого сразу же, пусть ребенок успокоиться. Но сказкотерапия в домашних условиях все-таки больше предназначена не для лечения, а для профилактики. 
Сказкотерапия для детей - это полезный метод воспитания и психотерапии, основами которого может овладеть любой родитель.

 

ЧТО ТАКОЕ СКАЗКОТЕРАПИЯ?

       В науке это одно из самых молодых направлений практической психологии. Ей всего около 20 лет. Но давайте вспомним, что сказкотерапия – это самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Возможно, с появлением речи сразу появились и первые истории. Мудрость, поданная в простой сказочной форме помогала учиться думать, находить решения проблем, развивала воображение и интуицию.

       В рамках же сказкотерапии этот накопленный за тысячелетия опыт получил теоретическое обоснование, был систематизирован и адаптирован к решению конкретных психологических задач. Авторский метод был разработан совсем недавно, в начале 1990-х годов, петербургским психологом Татьяной Зинкевич-Евстигнеевой вместе с коллективом единомышленников.

       Сказкотерапия – это язык на котором можно говорить с внутреннем миром человека, его душой на языке метафор и образов, система, поддерживающая созидательную систему ценностей человека.

      Сказкотерапия – это система развития эмоционального интеллекта. Благодаря методикам развивается самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и способность управлять отношениями.

       Возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. Сказкой можно лечить и детей, и подростков, и даже взрослых.

        Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром.

        В дошкольном возрасте сказка для ребёнка не просто фантазия, но и особая реальность. Она словно зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни.

       Многие родители замечают, что они как бы разговаривают со своим ребенком на разных языках и общаться с ним становится всё труднее. Но язык сказки, погруженный в мир фантазии и волшебства - это один из способов, который поможет наладить контакт и взаимопонимания между родителями и ребенком.

       Способ общения через сказку ценен тем, что в этом случае в познании нового ребенок чувствует себя в определенной степени независимым. Он может потратить столько времени, сколько ему надо, чтобы усвоить содержание рассказа и схватить его идею. Он может слушать сказку снова и снова и сосредоточить внимание на том, что в данный момент для него особенно актуально — ничего не навязывается ему насильно. И, самое главное, все новое, что он узнает, воспринимается им как свое собственное достижение, как результат самостоятельных усилий. Если он хочет побороть страх, как это делает герой сказки, он делает так потому, что решил это сделать сам, а не потому, что так велела мама.

       Таким образом, ребенок получает возможность испытать чувство своей собственной значимости, свою способность взвешивать ситуацию и самостоятельно принимать решения.

        С подростками сказкотерапия направлена на осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни, понимание причинно-следственных связей событий и поступков, которые совершаются человеком, на внутреннее ощущение своей силы и гармонии.

       Для подростков и взрослых эмоциональный аспект метода сказкотерапии открывает дверь к их личностному ресурсу, позволяет «вспомнить» сказочное мироощущение, способствует раскрытию внутреннего и внешнего мира, помогает осмыслению прожитого. Это помогает иначе взглянуть на собственные поступки, различные ситуации, переосмыслить свою жизнь. И как следствие, это позволяет деликатно реставрировать узор судьбы человека.

А всем ли полезна сказкотерапия?

Да, сказкотерапия полезна всем. Есть сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказки бывают дидактические, психотерапевтические, психокоррекционные и медитативные. Внимательное наблюдение за поведением человека (независимо от возраста) даёт возможность понять какой ответ он ищет в данный момент своей жизни. Каждому человеку подбирается сказка необходимая для Души. Влияние сказки у разных людей проявляется по-разному: у одних людей заметно сразу, у других проявляется со временем.

Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

Как сочинить лечебную сказку?

Прежде чем самостоятельно заниматься сказкотерапией, родителям следует почитать книги по этой методике, или пройти курс психологического консультирования, где специалисты научат, как правильно самим сочинять сказки. Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его. Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям - лучше понять своего ребенка.

Когда жизнь становится сказкой

Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если родители смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут своим детям неоценимую помощь. Во-первых, ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы. Во-вторых, он сможет усвоить такое жизненное правило: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом". В-третьих, сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать. А ещё "походы" в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!

      Завершая разговор о сказкотерапии, хочется обратить особое внимание на то, что сказка живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души и помогает жить в гармонии с миром и с самим собой.

       Читайте сказки всей семьёй, придумывайте новые, создавайте волшебство новых красочных историй! Это поможет подарить незабываемые моменты друг другу и открыть много интересного!!!