Мой кабинет психолога
В настоящее время приоритетным направлением в работе с детьми, кроме коррекции, направленной на ослабление, исправление имеющихся отклонений, выступает создание условий для полноценного развития детей, предупреждения и преодоления проблем.
Оптимизация психического здоровья за счет предупреждения и коррекции нарушений в эмоциональной сфере стала приоритетной целью моей деятельности. Для ее достижения необходимо решение многих задач, так как и педагогам и родителям воспитанников необходима квалифицированная психологическая поддержка.
Негативные эмоции - серьезная проблема для современных детей, поэтому своевременная помощь психолога здесь необходима и значима. Если не помочь ребенку с ними справиться, негативные эмоции не исчезнут с его взрослением, а будут накапливаться, уходить в глубинны подсознания.
Кабинет психолога можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их родителями и педагогами, в центре которого сосредоточены интересы ребенка.
Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды образовательного учреждения, организация и обогащение которой должны строиться с учетом закономерностей детского развития, отвечать критериям функционального комфорта.
Кабинет педагога – психолога нашего сада располагается в отдалении от медицинского и административного кабинетов, от музыкального и физкультурного залов, это отдельная от других помещений комната, удобно расположенная для доступа родителей со всех групп (кабинет находится на цокольном административном этаже)
Так как, близость к первым двум может препятствовать приходу или возникновению боязни, скованности (страх медицинских процедур, ощущение контроля). Близость же к спортивному и музыкальному залу повышает уровень шума в кабинете, что может негативно сказываться на устойчивости внимания ребёнка или взрослого.
Цветовое решение кабинета выполнено в зелёных тонах, имеется наличие окна. Пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога и разделено на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку.
Кабинет предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно - методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.
Контингент обслуживаемых детей кабинета – воспитанники ДОУ. Основной принцип работы – индивидуальный подход к детям.
Организационные зоны кабинета педагога-психолога
Зона взаимодействия с детьми содержит:
- мебель и оборудование: детские столы, детские стулья (стандарты старшего дошкольного возраста), ковер, мягкие игрушки, песочница и коллекция игрушек для песочной терапии;
- стимульные материалы к диагностическим методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией воспитанников;
- материалы для коррекционно - развивающей работы (программы, бланки - задания для детей, развивающие игры и пособия, демонстрационные карточки различной тематики, картотека игры и упражнений;
- материалы для творческой деятельности детей (бумага, цветные и простые карандаши, фломастеры, краски, пластилин);
- вспомогательный материал: наборы деревянных развивающих игрушек, наборы для сенсомоторного развития, конструкторы и мозаики, куклы - рукавички, маски;
- оппозиционных сказочных героев, наборы "семья"
Зона диагностической и коррекционно-развивающей работы совмещены из-за недостаточного размера комнаты и, тем не менее, очень функциональны. Здесь нет лишних предметов, ярких деталей интерьера, которые могут отвлекать внимание детей и мешать им сосредоточиться на предлагаемых заданиях. Зона оснащена партой, стульчиками, доской.
Для проведения занятий в игровой форме, предполагающей свободное размещение детей на полу, в кабинете есть ковровое покрытие, а также разнообразный игровой материал (мягкие игрушки, куклы-марионетки, конструктор, развивающие пособия и т. д.) .
Зона взаимодействия с педагогами и родителями (для формального и неформального общения) содержит:
- анкетные бланки, бланки опросников, тестов
- печатный материал: буклеты, памятки различной тематики, стендовая информация
- разработанные консультации по различным тематика для родителей и педагогов
- литературу по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, а также по вопросам семейных взаимоотношений;
- литературу по проблемам познавательного, личностно - эмоционального развития детей, школьной готовности, адаптации к новым социальным условиям и др.;
- распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях и в учреждении;
Зона организационно-методической деятельности.
Рабочее место современного специалиста немыслимо без технического оснащения, позволяющего максимально эффективно использовать рабочее время-письменный стол, стул, компьютерный комплекс, бумага, расходные компьютерные материалы, шкаф для пособий, плоский телевизор; система видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов; система звуковоспроизведения с набором звукозаписей разнохарактерной музыки (релаксационная, активизирующая, звуки природы, детские песенки) .
Технические средства необходимы педагогу-психологу для проведения занятий с детьми, обработки и систематизации результатов обследований, создания банка психологических данных, тщательной подготовки к проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы и т. д.
Кроме того, для организационно-методической деятельности кабинет психолога содержит документацию (нормативную, специальную, организационно - методическую);
- литературу и печатные издания по повышению научно - теоретического уровня и профессиональной компетентности;
- программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно - диагностической деятельности;
В наличии имеются картотеки: психологической литературы; игр и упражнений для развития и коррекции познавательной сферы; стимульного материала к диагностическим методикам в работе с родителями и педагогами; бланки и анкеты тестов, составлены комплекты диагностических методик (диагностика интеллектуального развития и психических процессов, эмоциональной сферы, семейных и детско-родительских отношений, стимульные материалы к диагностическим методикам в работе с детьми, педагогами и родителями; играми и упражнениями для развития и коррекции познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер; бланками тестов, анкетами и т.д.),.
Особое место в кабинете предусмотрено для песочной терапии. Имеется центр песка и воды, комплект столов для работы методом Sand-art (рисование песком), удобные для работы и мобильна в перемещении по кабинету.
Основными принципами организации пространства кабинета являются комфортность, гармоничность и доверительность атмосферы.