Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик от стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру... Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
Песочная терапия «Волшебный песок в руках ребенка»
«Что посеешь, то и пожнешь» - гласит народная мудрость. К сожалению, очень часто родители подают нехороший пример своим детям, не заметная, как негативно сказывается на малыша внутрисемейные проблемы. Остановиться хотя бы на миг, чтобы уловить тревожные знаки душевного состояния и поведения ребенка, мамам и папам помогут совместные с детьми игры с песком, так хорошо им знакомые с детства.
Проблема психологического благополучия детей и психологического здоровья детей в условиях семьи и образовательного учреждения, эмоционально-личностное благополучие ребенка, забота о воспитании здорового ребенка и тема семьи и семейных взаимоотношений, проблемы детей, имеющих нарушения эмоциональной и поведенческой сферы, связанные с ними трудности, в настоящее время приобретает особую актуальность и являются приоритетным направлением в работе психолога с детьми, так как возрастает количество детей, с признаками психических, эмоциональных, поведенческих нарушений на почве семейных факторов: неблагоприятного эмоционального и дисгармоничного типа семейного воспитания, климата в семье, неграмотного разрешения семейных и детско-родительских конфликтных ситуаций, так как зачастую основные психологические проблемы детей берут начало в семье. На практике педагоги сталкиваются с подтверждением того, что дети – это зеркало имеющихся в семье проблем, поскольку ребенок – самый слабый и восприимчивый ее член.
Негативные эмоции - серьезная проблема для современных детей и в настоящее время являются самыми распространенными, поэтому своевременная помощь психолога здесь необходима и значима, требуется своевременное обнаружение и коррекция, если не помочь ребенку с ними справиться, негативные эмоции не исчезнут с его взрослением, а будут накапливаться, уходить в глубины подсознания. Таким образом, появление «нежелательных» психологических новообразований создает предпосылки для нарушения развития личности ребенка, поэтому коррекция трудностей у детей имеет важное значение для формирования психологически здоровой личности и задачей психолога в этих условиях становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.
Песочная терапия – одна из психотехник, применяемых в отделении психолого-педагогической помощи семье и детям БУ ХМАО-Югры «КЦСОН «Доброта» п.г.т. Октябрьское. В учреждении реализуется проект «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА - СТРАНА ЧУДЕС» песочная терапия в коррекции и развитии эмоциональной, поведенческой и социальной сфер детей», используется песочная терапия для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного и школьного возраста, для развития и коррекции эмоциональной и поведенческой сферы, обеспечения гармонизации психоэмоционального состояния ребенка, а также положительного влияния на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения у детей.
Игра для ребенка — это необходимая, естественная и любимая деятельность. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, если он плохо говорит или не может рассказать взрослому о своих переживаниях, песок прекрасный посредник для установления контакта с ребенком, играя в необыкновенно приятный на ощупь песок, ребенок сам того не замечая, может выразить или рассказать о волнующих его проблемах показать свои страхи и избавиться от них, дает возможность снять психоэмоциональное напряжение, расслабиться, снять стрессы, уходят проблемы.
В нашем учреждении используется интегративная песочная терапия — занятия проходят с применением различных методик арт-терапии, сказкотерапии и игровой терапии. На занятиях по песочной терапии используются игры с песком, рисование песком (метод Sand-art). Используется не только обычный песок, для проигрывания сказок и рисования песком, но и не обычный – кинетический песок. А это значит, что для каждого клиента будет подобран свой курс занятий, соответствующий его индивидуальным особенностям. В песочной терапии используется Центр воды и песка, стол для рисования песком, поднос стандартных размеров, песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Коллекция включает в себя всё, что встречается в окружающем мире. Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. В песочной терапии клиентам даётся возможность создать на песке картину, которая отражает его внутреннее состояние.
Задачи песочной терапии
- агрессивное, тревожное поведение, вербальная агрессия (бранные слова из уст ребенка), конфликтность,
- синдором дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ),
- специфические трудности и особенности воспитания младшего, среднего, старшего или единственного ребенка в семье, конфликты и проблемы взаимодействия с родителями, братьями и сестрами, сверстниками,
- упрямство, сопротивление или своенравие ребенка,негативизме, подавленность, обидчивость,
- низкий самоконтроль,
- частая плаксивость (без повода), истерики, непослушание, капризы,
- логоневроз (заикание), задержки развития речи, а также другие речевые проблемы;
- профилактика и коррекция расстройств невротического характера, психосоматических заболеваний, патологических привычек (грызение ногтей, сосание пальцев, закручивание волос, недержание мочи или кала (энурез, энкопрез), плохой сон, ночные кошмары, страхи, негативные эмоции, переживания,
- адаптации к любым серьезным изменениям в жизни, новым условиям в (трудности адаптации в детском саду и школе, смена коллектива, рождения сестры или брата),
- застенчивость, робость, неуверенность в себе, замкнутость, неуверенность, заниженная самооценка, несамостоятельность ребенка,
- проблемы поведения различного характера,
- дети с особыми потребностями — ДЦП, ЗПР, ОНР, дети с ОВЗ, ранний детский аутизм (РДА), аутистическое расстройство,
- развитие воображения, творческого потенциала, мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики,
- формирование положительных черт характера,
- изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе,
- укрепление (или пробуждения) доверия к миру, развития новых, более продуктивных отношений с миром,
- проработка негативных последствия предшествующего болезненного опыта, отреагирование при переживании любых психотравмирующих ситуациях, стресса, утрата, развод родителей или семейные конфликт, гармонизация эмоционального состояния, коррекция депрессивного состояния у детей,
- песок, как и вода, развивает и корректирует эмоциональную и поведенческую сферу ребенка, способен «заземлять» и поглощать отрицательную психическую энергию, снижает уровень нервно-психического напряжения, гармонизации внутреннего психоэмоционального состояния.
Песочница и «песочная терапия для детей» не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира. Занятия песочной терапией под руководством психолога дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, с братьями, сёстрами, сверстниками и родителями, страхов и психологических травм провести коррекцию. Работа с песком успокаивает - в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.
Работа с песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Используя волшебные свойства песка, вдруг оживают сказки, ребенок становится сам непосредственным участником и режиссером собственных произведений, а затем видит результат собственного творчества — именно так действует песочная терапия на детей. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность, ребенок освобождается от напряжения.
Включение сказочной истории с песком дает возможность ввести ребенка в мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Сказочные игры с песком снимают направленность, тревогу, страх перед окружающими, повышают самооценку, расширяют способности к общению. Ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и становится режиссёром песочной сказки. А самое главное, разыгрывая на песке сказочные сюжеты он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций: ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! В песочнице есть хозяйка –Фея Песочной страны. Она строго следит за тем, чтобы, играя гости не нарушали законы песочного королевства.
В зависимости от индивидуальной ситуации с родителями оговаривается предварительное количество индивидуальных занятий с песком для реальной помощи, обычно от 5 до 10 сессий один-два раза по 40-45 минут. Эффективность данной формы арт-терапии значительно повышается в результате участия родителей, проведения коррекционных семейных «песочных» занятий.
Занятия с песком: что потребуется?
А нужно-то всего так мало:
Желанье, вера в чудо,
Чтобы песочная страна вдруг стала
Для вас волшебною страной.
Возьмите ящик от стола,
Побольше разноцветного песка
Туда насыпьте ровным слоем.
Игрушек маленьких и средних
Вы заготовьте для игры
И создавайте мир чудес вы:
И стройте замки, и рисуйте,
Пишите буквы и слова,
И камушки в песок заройте, но, едва,
Увидите, что все устали,
Игру уж продолжать нельзя.
Скажите вы песку спасибо,
До новых встреч, песочные друзья.