Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик от стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру... Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

                         Пройдя Познания Дорогу.

 

Песочная терапия «Волшебный песок в руках ребенка»

«Что посеешь, то и пожнешь» - гласит народная мудрость. К сожалению, очень часто родители подают нехороший пример своим детям, не заметная, как негативно сказывается на малыша внутрисемейные проблемы.  Остановиться хотя бы на миг, чтобы уловить тревожные знаки душевного состояния и поведения ребенка, мамам и папам помогут совместные с детьми игры с песком, так хорошо им знакомые с детства.

Проблема психологического благополучия детей и психологического здоровья детей в условиях семьи и образовательного учреждения, эмоционально-личностное благополучие ребенка, забота о воспитании здорового ребенка и тема семьи и семейных взаимоотношений, проблемы детей, имеющих нарушения эмоциональной и поведенческой сферы, связанные с ними трудности, в настоящее время приоб­ретает особую актуальность и являются приоритетным направлением в работе психолога с детьми, так как возрастает количество детей, с признаками психических, эмоциональных, поведенческих нарушений на почве семейных факторов: неблагоприятного эмоционального и дисгармоничного типа семейного воспитания, климата в семье, неграмотного разрешения семейных и детско-родительских конфликтных ситуаций, так как зачастую основные психологические проблемы детей берут начало в семье. На практике педагоги сталкиваются с подтверждением того, что дети – это зеркало имеющихся в семье проблем, поскольку ребенок – самый слабый и восприимчивый ее член.

Негативные эмоции - серьезная проблема для современных детей и в настоящее время являются самыми распространенными, поэтому своевременная помощь психолога здесь необходима и значима, требуется своевременное обнаружение и коррекция, если не помочь ребенку с ними справиться, негативные эмоции не исчезнут с его взрослением, а будут накапливаться, уходить в глубины подсознания. Таким образом, появление «нежелательных» психологических новообразований создает предпосылки для нарушения развития личности ребенка, поэтому коррекция трудностей у детей имеет важное значение для формирования психологически здоровой личности и задачей психолога в этих условиях становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Песочная терапия – одна из психотехник, применяемых в отделении психолого-педагогической помощи семье и детям БУ ХМАО-Югры «КЦСОН «Доброта» п.г.т. Октябрьское. В учреждении реализуется проект «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА - СТРАНА ЧУДЕС» песочная терапия в коррекции и развитии эмоциональной, поведенческой и социальной сфер детей», используется песочная терапия для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного  и школьного возраста, для развития и коррекции эмоциональной и поведенческой сферы, обеспечения гармонизации психоэмоционального состояния ребенка, а также положительного влияния на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения у детей.

Игра для ребенка — это необходимая, естественная и любимая деятельность. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.  Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, если он плохо говорит  или не может рассказать взрослому о своих переживаниях, песок прекрасный посредник для установления контакта с ребенком, играя в необыкновенно приятный на ощупь песок, ребенок сам того не замечая, может выразить или рассказать о волнующих его проблемах показать свои страхи и избавиться от них, дает возможность снять психоэмоциональное напряжение, расслабиться, снять стрессы,  уходят проблемы.

В  нашем учреждении используется интегративная песочная терапия — занятия проходят с применением различных методик арт-терапии, сказкотерапии и игровой терапии. На занятиях по песочной терапии  используются игры с песком,  рисование песком (метод Sand-art).  Используется не только обычный песок, для проигрывания сказок и рисования песком, но и не обычный – кинетический песок.  А это значит, что для каждого клиента будет подобран свой курс занятий, соответствующий его индивидуальным особенностям. В песочной терапии используется Центр воды и песка, стол для рисования песком, поднос стандартных размеров, песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Коллекция включает в себя всё, что встречается в окружающем мире. Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. В песочной терапии клиентам даётся возможность создать на песке картину, которая отражает его внутреннее состояние.

Задачи песочной терапии

  • агрессивное, тревожное поведение, вербальная агрессия (бранные слова из уст ребенка), конфликтность,
  • синдором дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ),
  • специфические трудности и особенности воспитания младшего, среднего, старшего или единственного ребенка в семье, конфликты и проблемы взаимодействия с родителями, братьями и сестрами, сверстниками,
  • упрямство, сопротивление или своенравие ребенка,негативизме, подавленность, обидчивость,
  • низкий самоконтроль,
  • частая плаксивость (без повода), истерики, непослушание, капризы,
  • логоневроз (заикание), задержки развития речи, а также другие речевые проблемы;
  • профилактика и коррекция расстройств невротического характера, психосоматических заболеваний, патологических привычек (грызение ногтей, сосание пальцев, закручивание волос, недержание мочи или кала (энурез, энкопрез), плохой сон, ночные кошмары, страхи, негативные эмоции, переживания,
  • адаптации к любым серьезным изменениям в жизни, новым условиям в (трудности адаптации в детском саду и школе, смена коллектива, рождения сестры или брата),
  • застенчивость, робость, неуверенность в себе, замкнутость, неуверенность, заниженная самооценка, несамостоятельность ребенка,
  • проблемы поведения различного характера,
  • дети с особыми потребностями — ДЦП, ЗПР, ОНР, дети с ОВЗ, ранний детский аутизм (РДА), аутистическое расстройство,
  • развитие воображения, творческого потенциала, мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики,
  • формирование положительных черт характера,
  • изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе,
  • укрепление (или пробуждения) доверия к миру, развития новых, более продуктивных отношений с миром,
  • проработка негативных последствия предшествующего болезненного опыта, отреагирование при переживании любых психотравмирующих ситуациях, стресса, утрата, развод родителей или семейные конфликт, гармонизация  эмоционального состояния, коррекция депрессивного состояния у детей,
  • песок, как и вода, развивает и корректирует эмоциональную и поведенческую сферу ребенка, способен «заземлять» и поглощать  отрицательную психическую энергию, снижает уровень нервно-психического напряжения, гармонизации внутреннего психоэмоционального  состояния.

Песочница и «песочная терапия для детей» не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира. Занятия  песочной терапией под руководством психолога дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов,  с братьями, сёстрами, сверстниками и родителями, страхов и психологических травм провести коррекцию. Работа с песком успокаивает - в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Работа с песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий.  Используя волшебные свойства песка, вдруг оживают сказки, ребенок становится сам непосредственным участником и режиссером собственных произведений, а затем видит результат собственного творчества — именно так действует песочная терапия на детей. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и  в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность, ребенок освобождается от напряжения.

Включение сказочной  истории с песком дает  возможность ввести ребенка в  мир чувств, переживаний и  эмоциональных открытий. Сказочные игры с песком снимают направленность, тревогу, страх перед окружающими, повышают самооценку, расширяют способности к общению. Ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и становится режиссёром песочной сказки. А самое главное, разыгрывая на песке сказочные сюжеты он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций: ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! В песочнице есть хозяйка –Фея Песочной страны. Она строго следит за тем, чтобы, играя гости не нарушали законы песочного королевства.

В зависимости от индивидуальной ситуации с родителями оговаривается предварительное  количество индивидуальных занятий с песком для реальной помощи, обычно от 5 до 10 сессий один-два раза по 40-45 минут. Эффективность данной формы арт-терапии значительно повышается в результате участия родителей, проведения коррекционных семейных «песочных» занятий.

Занятия с песком: что потребуется?

А нужно-то всего так мало:

Желанье, вера в чудо,

Чтобы песочная страна вдруг стала

Для вас волшебною страной.

Возьмите ящик от стола,

Побольше разноцветного песка

Туда насыпьте ровным слоем.

Игрушек маленьких и средних

Вы заготовьте для игры

И создавайте мир чудес вы:

И стройте замки, и рисуйте,

Пишите буквы и слова,

И камушки в песок заройте, но, едва,

Увидите, что все устали,

Игру уж продолжать нельзя.

Скажите вы песку спасибо,

До новых встреч, песочные друзья.