Волшебный мир для ребенка – комната психологической разгрузки или сенсорная комната

Эмоции у ребенка возникают в результате взаимодействия с окружающей средой, со взрослыми и сверстниками. При этом эмоции выступают регулятором принятия решений и поведения в повседневной жизни. Положительные эмоции способны поднять ребенка в его собственных глазах, побудить к деятельности и даже стабилизировать работу жизненно важных органов. Отрицательные эмоции нарушают нормальное функционирование организма, и прежде всего центральной нервной системы. Сегодня редко можно встретить эмоционально благополучного ребенка, возрастает количество детей с признаками психологических, эмоциональных и поведенческих нарушений (непослушание, капризы, гиперактивность, невротизация, низкая самооценка, конфликтность, пассивность, несамостоятельность, тревожность, агрессия) и неблагоприятный и дисгармоничный эмоциональный климат в семье, неграмотное разрешения семейных и детско-родительских конфликтных отношений, нарушение детско-родительских и супружеских отношений, деструктивное (неправильное) семейное воспитание, психотравмирующие ситуации.

Именно поэтому необходимо проводить работу по профилактике и устранению чрезмерных эмоциональных и психических нагрузок у детей. В БУ ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Доброта» функционирует сенсорная комната, в которой проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми дошкольного и школьного возраста.

Сенсорная комната – волшебное помещение в котором размещено специальное оборудование, которое используется как одно из средств коррекционно-развивающей работы:

– психокоррекция и профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

– релаксация, снятия стресса и расслабления, создания положительного эмоционального состояния, настроения, снижение беспокойства, агрессивности, нервного возбуждения и тревожности, коррекция поведенческих, эмоциональных нарушений (коррекция агрессивности, тревожности, конфликтности, формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости, агрессии);

– создания ощущения комфорта, что помогает установить положительный контакт между психологом и ребенком, ребенком и сверстниками, обрести личную гармонию и гармонию с окружающим миром, восстановить душевное равновесие, укрепить нервную систему, нормализация сна, активизация мозговой деятельности, ускорение восстановительных процессов после заболеваний и укрепление психического и физического здоровья детей.

В зависимости от задачи и методики проведения сеансов, сенсорная комната оборудована бескаркасными мебельными модулями и светомузыкальным сопровождением, ароматическими сенсорами и интерактивным оборудованием, звездным небом, фонтанами и цветным дождем из светодиодных шнуров, «Зоной песочной страны» для использования релаксационных упражнений (на дыхание, мышечная релаксация, стимулирование воображения с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки), игротерапии, сказкотерапии, песочной терапии, свето-, цвето-, звуко- и музыкотерапия.

Зона песочной терапии имеет специальное оборудование, которое привлекает внимание детей яркостью, необычностью, оригинальностью: столы для рисования из оргстекла и подсветкой неоновыми лампами, центр воды и песка, «психологическая песочница», коллекция миниатюрных фигурок, куклы – Песочная Фея и Песочный Принц. Коллекция включает в себя всё, что встречается в окружающем мире. Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. В песочной терапии клиентам даётся возможность создать на песке картину, которая отражает его внутреннее состояние. Используется интегративная песочная терапия — занятия проходят с применением различных методик арт-терапии, сказкотерапии и игровой терапии. На занятиях по песочной терапии используются игры с песком, рисование песком (метод Sand-art). А это значит, что для каждого клиента будет подобран свой курс занятий, соответствующий его индивидуальным особенностям.

Количество занятий, их продолжительность и применяемые упражнения зависят от состояния детей и конкретной ситуации, проводятся индивидуально или малыми подгруппами (3-4 человека).