Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью И провожают в путь с добром! Отец, и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. Малыш для старших — как любимец, Родители — во всем мудрей, Любимый папа — друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье. Что может быть ее дороже На этой сказочной земле! Д. Тараданова |
Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому, родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что с лихвой получит От них все, чему их учит. Там, где аббат не враг вина, вся братия пьяным – пьяна, Не волк воспитывал овец, Походку раку дал отец. Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе И за слова: легко толкнуть Детей на нехороший путь. Держи в приличии свой дом, Чтобы не каяться пото |
«НА ТРОПЕ ДОВЕРИЯ»
В настоящее время проблема психологического благополучия детей в условиях семьи и дошкольного и образовательного учреждения приобретает особую актуальность, т.к. проблема детско-родительских конфликтов в семье являются самыми распространенными.
Возрастает количество детей, с признаками психических, эмоциональных, поведенческих нарушений (невротизация, закрепление отрицательного поведения, тревожность, агрессивность, низкая самооценка, пассивность, несамостоятельность, внутренний конфликт и конфликтность и др.), именно на почве семейных факторов: дефектов воспитания, неблагоприятного эмоционального и дисгармоничного климата в семье, частых психотравмирующих ситуаций и неграмотного разрешения семейных и детско-родительских конфликтных ситуаций.
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений семьи и образовательного учреждения. В законе «Об образовании» говорится, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольные и образовательные учреждения должны оказывать им помощь в воспитании детей. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверия, предполагает общение на равных детей и родителей, организацию совместной деятельности супругов по выработке стратегии воспитания ребёнка.
Самое большое количество обращений за консультацией в наш Центр связано с нарушением детско-родительских отношений, конфликтов в семье. Всего этого можно избежать, формируя культуру семейных взаимоотношений, детско-родительского взаимодействия. Мероприятия, посвященные повышению психолого-педагогической компетентности родителей, чрезвычайно актуальны в настоящее время. Ведь количество неблагополучных семей и связанных с этим проблем растет изо дня в день.
Учитывая актуальность донной проблемы и в связи с постоянно возрастающей потребностью в психологической помощи семьям, имеющим проблемы межличностного общения со своими детьми, в Бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Доброта», отделение психолого-педагогической помощи семье и детям (сектор семейного устройства детей, сектор подготовки и сопровождения замещающих родителей, сектор постинтернатного сопровождения выпускников учреждений, служба профилактики семейного неблагополучия, служба «Экстренная детская помощь) разработана коррекционная программа «На тропе доверия» - сказкотерапия как метод психокоррекции конфликтных отношений между родителями и детьми», направленная на коррекцию и разрешение конфликтных детско-родительских отношений, позволяет уменьшить недопонимание между родителями и детьми. И в целях создания ситуаций взаимодействия и сотрудничества родителей и детей, семей и специалистов отделения психолого-педагогической помощи семье и детям, организован и ведется детско-родительский клуб «На тропе доверия», в рамках которого одним из основных и эффективных методов психологической работы с семьей является совместная семейная терапия.
Тема тренинга напрямую связана с вопросами воспитания детей, с улучшением детско-родительских отношений, с изучением способов конструктивного разрешения конфликтов и т.п.
• Вы не понимаете своего ребенка?
• Как заставить ребенка слушаться?
•Ваш ребенок часто плачет, капризничает и не слушается?
• Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?
• Вы понимаете, что кричать на малыша нельзя, но часто срываетесь на него от отчаяния?
• Как построить нормальные отношения с ребенком?
Задачи тренинга:
• Научить вас безусловно принимать вашего ребенка (детей).
• Раскрыть понятие «зоны ближайшего развития» ребенка и роли участия вас в этом процессе.
• Объяснить вам роль мотивации в развитии и обучении ребенка (детей).
• Обучить вас правильно распознавать чувства и эмоции свои и вашего ребенка (детей).
• Обучить вас технике активного слушания.
• Помочь вам понять, нужен ли вам "управляемый ребенок".
• Показать вам главные ошибки в общении с ребенком (детьми).
• Научить вас сообщать ребенку о ваших негативных переживаниях.
• Обучить вас разрешать возникающие конфликты в семье.
• Раскрыть понятие «бесконфликтной дисциплины» и обучить ее основам.
• Объяснить причины негативного поведения ребенка.
Работа с детьми и родителями проводится не только познавательно, но и творчески. Для решения задач используются различные формы, методы и новые технологии (лекция, беседа, дискуссия, психологические тренинги, куклотерапия, релаксационные занятия, арт-терапия, игротерапия, калейдотерапия, анималотерапия и фототерапия, цветотерапия и мандалотерапия, антистрессовые игрушки, водная и песочная терапия, метод Sand-art (метод рисование песком), основным методом является сказкотерапия, с активным использованием информационно-коммуникационных технологий.
На занятиях и совместных встречах детско-родительского клуба «На тропе доверия» даются родителям мастер-классы, где родители знакомятся с где знакомятся с новыми средствами и способами общения и сотрудничества с ребенком, проявления родительской любви и внимания, созданию доверительных отношений, безусловному принятию и самое важное, критическому отношению к своим воспитательным методам и приемам, а неформальная атмосфера способствует активному и открытому общению. Ведь полноценное общение с родителями очень важно для развития детей и важно, что они проводят время вместе, играют с ним, тем самым находясь на территории его интересов. На занятиях участники обучаются способам «правильного» общения с детьми, где видят и понимают психологические особенности своего ребенка и повышается интерес к внутреннему миру ребенка.
Такие встречи очень полезны, родители не всегда теоретически знают и осознают, в чем заключается правильное воспитание детей, а на практике еще больше испытывают трудности, встречи помогают понимать своих детей и себя, создавать более здоровую атмосферу в семье, восстанавливать психологический контакт с ребенком.