Влияние семьи и детско-родительских отношений на эмоциональную сферу и психологическое здоровье ребенка

О психологическом  здоровье детей в последнее время говорят все чаще.  Ведь заботливая и любящая семья способна дать ребенку полноценное психологическое здоровье, разумеется. Ведь хроническая усталость, семейные неурядицы и прочее уже подготовили "негативную почву" для эмоциональных проблем ребёнка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребенка к его жизненным целям. А это и есть конечная цель родительского воздействия. Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Что "родитель вкладывает в воспитание ребенка уже в дошкольном возрасте, определяет личность ребенка в подростковом и юнешеском возрасте".В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее, такие как самооценка и др.

На данной возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты личности, но и свои индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью с собственными интересами, стремлениями, способностями.

Складывающиеся разного рода качественные образования, такие, как личностные свойства, психологические структуры объекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации естественных форм психики, ее психофизиологических функций, создают реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни. Взрослые во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, формируя его, как личность и психологическую готовность к дальнейшей жизни.

Современный ребенок – не бесстрастный созерцатель происходящего вокруг, он действует, переживает то, что с ним совершается. И каждому хочется, чтобы его принимали таким, какой он есть, понимая его состояние и переживания. Характер и сила этих переживаний составляют эмоциональную сферу-одно из величайших благ, подаренных человечеству.

Эмоциональное развитие ребёнка начинается с первых мгновений беременности матери, и даже ещё раньше. Ведь хроническая усталость, семейные неурядицы и прочее уже подготовили "негативную почву" для эмоциональных проблем ребёнка. Процесс рождения, первые минуты, месяцы жизни определяют многое в эмоциональной сфере мальчика или девочки. Разные авторы в определении эмоциональной сферы выделяют эмоции, чувства? отношение человека к жизни, имеющие такие характеристики, как содержание, качество и динамику. По мнению Р.С. Немова, эмоциональная сфера – сложная система взаимодействующих и взаимообуславливающих состояний и чувств (эмоции, чувства, переживания, настроения, интересы, мотивы). Как отмечает М.Н. Татаринова, эмоцинальная сфера – эмоции, чувства, переживания, настроения, интересы, мотивы, установки. Все авторы сходятся в том, что эмоции стали одним из признаков человечности и выражают нашу способность сопереживать окружающим, способность к эмпатии, умение выразить эмоцию словами, рассказать о ней.

Эмоциям принадлежит важная  роль в восприятии окружающего мира и проявлении отношения к нему. В младенческом возрасте ребенок четко выделяет из окружающей среды близких ему людей: он ищет маму, проявляя свое эмоциональное состояние; его эмоциональная активность сопровождается оживлением, являющимся основой развития эмоций. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные проявления, связанные с быстро меняющимися желаниями ребенка. Он остро переживает неприятные моменты, но через какое-то время его может заинтересовать новая игрушка. Его не сможет огорчить то, что будет через  некоторое  время, несколько дней.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Если на втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство и желание броситься под защиту своей мамы, то на третьем году жизни он спокойно играет рядом с другими детьми, хотя моменты игры кратковременны (Т.А. Данилина, 2004). В этом возрасте часто наблюдаются аффективные реакции на ситуации, когда попытка сделать что-то не приносит успеха и рядом не окажется того, кто окажет помощь.

С 3-4 лет у дошкольников возрастает способность к более адекватному выражению своих эмоций, которые проявляются в виде мимической активности, голосовых реакции. Именно в этом возрасте невербалика играет роль, которую не может выполнять ни одно другое средство, через которое ребенок выражает себя, свое отношение к миру.

На протяжении всего дошкольного детства эмоциональный мир ребенка становится все более богатым и разнообразным. В ходе дальнейшего развития характер эмоций, в частности их длительность, устойчивость, меняются в связи с изменением характера деятельности и его мотивов, а так же с усложнением отношений ребенка с окружающими людьми. От базовых эмоций (страха, радости и пр.)  он переходит к более сложным чувствам: восторгается, удивляется, ревнует, тревожится и веселится. Обогащается язык эмоций за счет жестов, позы, интонации голоса. Наряду  с состояниями удовольствия и неудовольствия, возникает тем, хорошо ли выполнил задание, имеют ли значение совершаемые действия для окружающих и какое и т.д. Для старших дошкольников становится характерным  адекватное проявление эмоций, а именно, отсутствие сильных аффектов и конфликтов по незначительным поводам. Способность детей управлять своими эмоциями и характеризует этот новый, относительно стабильный эмоциональный фон ребенка (Т.А. Данилина, 2004).

В возрасте 4-7 лет желания ребенка соединяются с его представлениями и благодаря этому перестраиваются. В  основе  лежит механизм эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, иными словами, ребенок заранее понимает, какие эмоции он будет испытывать в связи с совершенным поступком. Это и является основой эмоциональной регуляции действий ребенка, вызывающей более сдержанное выражение эмойций.

Возраст 5-6 лет является благоприятным периодом для  развития эмоциональной отзывчивости. Учить понимать внутренний мир друг их людей, ребенок обретает уверенность в общении, на основе чего возникает сближение, объединение, а затем и интеллектуальный обмен, обмен мнениями между ним и другими людьми. Такое взаимодействие с окружающими обеспечивает его положительное самочувствие.

Испытанные положительные эмоции, такие как радость, удовольствие, вызывают у него желание  к повторению ситуации. А переживание такой эмоции, как вина, влечет за собой другое переживание-стыд. Для переживания этих эмоции, вины и стыда, характерны снижение уверенности в себе, высокая степень напряженности, а при многократном повторении этих эмоциональных состояний у ребенка может развиться склонность к самообвинению (Л.В.Филиппова, Ю.А. Лебедев, 2005).

К старшему дошкольному возрасту эмоциональные процессы становятся более уравновешенными и со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии и антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции и чувства, как любовь и ненависть, дружба и взаимопонимание. Происходит осознание себя среди других людей, отбор позиций, из которых они будут исходить при выборе поведения. Характерная черта в развитии в эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста -  изменение ее экспрессивной стороны -  умение различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению через мимику, жесты, позы.

От эмоций, которые чаще всего испытывает  и  проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими людьми. Ласковое отношение к нему, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия, его социальной уверенности. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает в случае неудачи, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже при неуспехе. Негативное отношение взрослого к ребенку, напротив, вызывает у него склонность, неуверенность, готовность расплакаться, выплеснуть свою агрессию на сверстников (Т.А. Данилина, 2004).

Эмоциональное развитие предполагает у ребенка следующие способности:

- понимать свое эмоциональное состояние и состояния других людей по выражению лица, мимике, жестам и т.д.;

- понимать настроение другого в зависимости от различных жизненных событий;

- понимать желания и предпочтения другого, принимать его позицию;

- понимать причины изменения настроения в зависимости от ситуации общения;

-  выражать эмоциональные состояния, настроения в ситуациях общения вербальными и  невербальными средствами.

- регулировать свои эмоции.

 И очень важно, если в семье единый стиль воспитания. Тогда ребенку не придется «разрываться» в выборе своих действий, не нужно будет приспосабливаться,   ловчить. При  авторитарном, командном стиле воспитания, у детей чаще наблюдается склонность к вранью, упрямству и даже мелкому воровству. Гиперопека-чрезмерная опека ребенка для ребенка и бесприкословное соблюдение его всех капризов и желаний, тоже "не является полезной". 

Эмоциональное  здоровье ребенка определяется и наследственным фактором (на кого похож ваш малыш). Некоторые дети эмоциональны внешне (шумные, плаксивые), иные внутренне эмоциональны (боязливые, тревожные), но и тем и другим сложно справляться со своими эмоциями. Крики и наказания со стороны взрослых лишь усиливают проблемы у детей.  

Что же делать? Прежде всего,  необходимо попытаться понять своего ребенка, понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Когда родители в конфликтах проговаривают свое понимание детям, ситуация значительно меняется. Например: «Я тебя понимаю, ты сейчас чувствуешь (печаль, радость, страх...) или хочешь (играть, гулять, кричать ...), но ты пойми и меня, я чувствую ...». После этого останется только предложить ребенку альтернативу или ограничить эмоциональные проявления во времени. Для этого на помощь приходит игрушка (лучше всего звуковая). Например: «Ты еще немного поиграешь, а когда зайчик тебя позовет, игра закончится». Таким образом,  убирается агрессия, направленная на взрослых, и родителям легче быть более последовательными в требованиях. А когда последовательности нет, т. е.  если сегодня вы  сказали «да», а завтра «нет», не объясняя причин, или после детских приставаний вы «сдались», тогда можете считать, что ребенок начнет вами манипулировать, искать «новые кнопки».

Эмоциональные дети (боязливые или шумные) нуждаются в двигательной физической активности. Можно использовать «агрессивные игры» («Злая — добрая кошка», «Упрямая подушка», «Минута шалости» и др.). Кроме того, необходимо обучать их расслаблению, так как постоянные зажимы у детей (агрессивные или тревожно-боязливые) могут приводить к психосоматическим заболеваниям.

В играх, как и в требованиях, желательно быть последовательными и систематичными. Если родителям не хватает предложенных психологических приемов, или что-то не получается,  необходимо почувствовать свой путь, найти свои интересные решения. Собственная интуиция родителя может подсказать удивительные психологические техники. Например, мама, ребенка, страдающего перевозбуждением перед сном, придумала игру в «Бессонницу». Поглаживая теплыми ладонями по телу малыша, мама «собирала бессонницу», а затем выбрасывала ее,  прогоняя прочь, т. е. в игровой форме производилась релаксация ребенка. 

Однако, прежде чем применять свои педагогические находки, рекомендуем родителям посоветоваться с профессиональным психологом. Так как иногда родительское творчество вместо положительных результатов приносит отрицательные. Например, в семье, где с гиперактивным  ребенком использовалась игра «Солнышки», родители добавили «тучки» (как элемент наказания), и ребенку стало нравиться «получать тучки».

И действительно, с точки зрения детской психологии, обращать на себя внимание ребенку легче негативным поведением. А быть «хорошим» трудно и не так уж весело. Поэтому психологи рекомендуют только позитивные подкрепления, поощрения (в речи — «Если сделаем так, то будет еще лучше», в действиях — обнять, погладить; в сюрпризах).

Эмоциональному здоровью ребёнка способствует также и то, как относятся к нему в семье. Ребёнок должен чувствовать, что его любят, он значим  для родителей  и то, как он сам относится к родителям. Осмысление себя в семье хотя и не полностью осознается ребенком, но оно определяет его реакции на происходящее в семье и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми.

Это своеобразные сценарии, на основе которых ребенок предвосхищает, как окружающие будут поступать с ним, интерпретирует, что чувствуют другие люди по отношению к нему. Сценарии очень стабильны. Часто человек несет их на протяжении всей жизни. Те, кто имеет опыт общения с так называемыми “трудными” детьми, знают, как нелегко поколебать их веру в то, что никому до них нет дела, что взрослые желают им лишь плохого. Да и взрослые люди, кажется, имеющие все - и уважение на работе, и любящего супруга, детей, - часто грустят: “Никто меня не любит”, “Никому я не нужен”. Все это не только реакции на происходящее, но и отголоски детских установок на жизнь.

В любом периоде жизни человека родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с колыбели одаривают его одним из прекрасных человеческих проявлений - родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности.

Благодаря эмоциональной связи, любящие и понимающие свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать.     

Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений и психологическим здоровьем самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем.

Эмоциональное благополучие, как и ровное и счастливое детство, возможно только в счастливом доме.

Сохранению эмоционального  здоровья  ребенка способствует доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие.

Семья - единый организм. Нарушение эмоционального состояния ребенка, его «плохое поведение», как правило, являются симптомом других семейных «болезней». Самая хорошая профилактика - оздоровление, улаживание супружеских отношений, решение собственных проблем. Они не изолированно, а прямо вплетены в отношения с ребенком, и именно от них зависит показатель его психологического здоровья. Это важный фактор развития личности ребенка.

Когда в семье господствует хороший эмоциональный климат, то дети постепенно обогащаются жизненным опытом, который необходим для формирования здоровой личности.

Большое значение имеет отношение отца и матери к каждому из детей. Если родители одному из них создают привилегированное положение, то другие дети чувствуют себя в родном доме неуверенно, им кажется, что они нелюбимы, у них отсутствует чувство безопасности.

Только ровное, чуткое отношение родителей ко всем своим детям снимает любое напряжение при возникновении конфликтов между братьями и сестрами, препятствует возникновению чувства соперничества и ревности, помогает детям правильно понимать различные семейные ситуации и способствует сохранению психологического здоровья.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее, такие как самооценка и др.

На данной возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты личности, но и свои индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью с собственными интересами, стремлениями, способностями.

Складывающиеся разного рода качественные образования, такие, как личностные свойства, психологические структуры объекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации естественных форм психики, ее психофизиологических функций, создают реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни. Взрослые во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, формируя его, как личность и психологическую готовность к дальнейшей жизни.

В дошкольном возрасте родители для детей являются непререкаемым авторитетом их установкам они следуют безоговорочно. Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребенка к его жизненным целям.

Родители должны понимать, какую роль они играют в развитии ребенка. Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости.

Оказываясь в непростых условиях, находясь под прессом возникающих проблем, родители, чаще испытывают негативные эмоцииипонимая, а иногда и не осознавая, зачастую считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на их психическом здоровье, установках в общении и поведении на этапе взросления. В целом же, психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.Это приводит к ухудшению психического здоровья семьи. Вместе с тем хорошо известно: ребенок полностью зависит от семьи. В ней происходит удовлетворение важнейших потребностей в защищенности, доверии и любви. Возможность удовлетворения этих потребностей является необходимым условием его эмоционального благополучия, процесса развития.

Важнейшим условием положительного самоощущения  является безусловное принятие ребенка родителями и их сотрудничество с ним. Отрицательные состояния –это нередко результат отвержения ребенка матерью или отцом.

В ходе исследования детско-родительских отношений специалистами различных областей науки был выявлен ряд аспектов, позволяющий «нарисовать» наиболее полную картину отношений между детьми и родителями. Это:

—реальное взаимодействие родителя с ребенком;

— отношение к ребенку, основанное на неосознанной мотивации родителя;

— отношение к ребенку, сформированное в ходе рефлексии.

Данное триединство находится под влиянием ряда факторов:

1. Особенности личности родителей и форм их поведения.

2. Психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образования.

3. Эмоционально-нравственная атмосфера в семье.

4. Диапазон средств воспитательного воздействия.

5. Степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи.

6. Учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.

В своем многолетнем исследовании М. Ю. Синягина выделила группы семей по типу родительского отношения (табл. 1).

Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби на характерные особенности

патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненными для ребенка являются следующие ситуации:

— когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;

— когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;

— когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;

— когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;

— когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка.

Что делать, если такое уже случилось и ребенок путает «можно» и «нельзя»? На помощь приходит игра «Солнышки», в которую родители могут поиграть с детьми дома (так называемая  жетонная терапия).

Красиво оформляется лист бумаги или блокнот. Детям предлагается вступить в игру: «Ты у нас уже совсем большой, многое можешь делать самостоятельно (необходимо перечислить 2 — 3 положительных качества ребенка), но, например, убирать игрушки у тебя еще не совсем получается. (Объясняется ребёнку, как надо убирать.) Можно формировать любое другое желаемое взрослыми качество, назвав его ребенку.

«Мы будем рисовать солнышки, когда ты поиграешь и сам правильно уберешь игрушки. Если у тебя будет более двух солнышек (затем количество увеличивается), то в конце дня получишь сюрприз». (Детям не объясняется, что именно, но в качестве сюрприза используются нематериальные ценности. Например: игра с папой, чтение любимой сказки, просмотр мультфильма, разрешение лечь спать на 15 минут позже и др.) Сюрприз обязателен! Когда одно качество сформировано (сроки индивидуальны), тогда можно приступать к формированию другого.