Песочная анимация, рисование песком (метод Sand-art)

Песочное рисование или песочная анимация-

Волшебный песок в руках ребенка

 (метод Sand-art)

Чудеснее песка нет для детей забавы,

Его всегда имеется в достатке,

Течет он нежно так сквозь руки,

Что не сравнить его ни с чем...

                                                            Иоахим  Рингельнац  «Детский песок»

Работа с песком замечательный психологический метод, который я использую в работе с детьми, об уже говорилось в консультации "Игры с водой и песком", «Песочная терапия», с которыми вы можете так же ознакомится на моем сайте.

Детство — это лучшее время для развития способностей и раскрытия талантов, а рисование песком — это уникальный новый вид искусства, который проявляет многогранность каждого ребёнка.

Задача детского психолога, педагога – дать возможность ребёнку окунуться в мир детства, быть творческим, спонтанным, увидеть и принять себя иным,почувствовать себя автором не только данной песочной фантазии, но и автором своей жизни.

Рисование песком целительно уже само по себе.

Игра с песком - самая универсальная, увлекательная, интересная игра для детей любого возраста. Мы сразу вспоминаем своё детство во дворе в песочнице с лопатками, ведёрками и палочками, и летние каникулы на море, когда с наслаждением зарывались в песок руками и ногами, оставляя «торчать» только одну голову, которая смотрела на мир как-то по-другому. Мягкий песок, прогретый солнцем, оказывал благотворное воздействие на нас, детей, в особенности на эмоциональное  состояние…

Играть с песком дети начинают уже с полугода, подкидывая его совочком или перемешивая ладошками. Песок привлекает дошколят возможностью делать лепёшки, варить кашу, строить башенки, домики-пещерки для своих игрушек, всевозможные дороги для машинок или извилистые канавки и озёра для воды… Он не перестаёт манить своими возможностями и уже достаточно «солидных» пап и мам - как приятно рисовать пальцем или палочкой на песке под «музыку» морских волн. Приятно ощущать песок в руках, когда пропускаешь его тонкой струйкой сквозь пальцы. А появляющиеся и исчезающие следы на песке «говорят» нам о его мягкости и одновременно твердости. Протяженные песчаные пляжи кажутся нам бесконечными, начинаешь чувствовать, что находишься где-то вне времени, и все это наводит на мысли о вечности. А наблюдая за медленно убегающей струйкой песка, вдруг понимаешь, что это материальное воплощение бегущего времени, думаешь о его скоротечности и в то же время, о его постоянстве.

Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка, то трудно его переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания...Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически и физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия, – все это в совокупности и лежит в основе оздоровительного(терапевтического) эффекта для ребёнка, в котором гармонично объединяются голова (разум), руки (тело) и сердце (душа).

Обыкновенный песок – это нечто необыкновенно волшебное и завораживающее.

Рисование песком «Sаnd-Art» – удивительно интересное и очень «живое» занятие для детей и взрослых. Песочные рисунки дают прекрасную возможность принять, раскрыть и проявить в творчестве множество граней собственного «Я». Это новое направление.

Немного истории.

Рисование песком - искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». Ее работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства – искусству рисования песком. Благодаря своему неописуемому эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание психологов.  А как метод арт-терапии рисование песком стало использоваться только в наши дни.

В отличие от песочного шоу и песочной анимации, на занятиях с детским психологом, педагогом детей учат, как создавать песочные рисунки, где акцент делается непосредственно на самом процессе творения, где дыхание ребёнка становится спокойным, его движения рук и всего тела плавными, внутреннее состояние гармоничным. Техника рисования песком – обладает художественным и терапевтическим  достоинствами. Песок способен «заземлять» негативные эмоции, он несёт в себе возможность трансформации. Этот «разговор» рук с песком даёт огромнейший психо-корректирующий ресурсный эффект.

Сегодня специалисты уже доказали на практике эффективность применения метода песочного рисования «Sand-Art» для работы с разнообразной психологической проблематикой: разрешение семейных конфликтов, гармонизация детско-родительских отношений, стабилизацияактуального психоэмоционального состояния и другие психокоррекционные задачи. 

Метод «Sand-Art» успешно применяется специалистами в образовательных и развивающих целях: обучение основам чтения, письма и рисования, развитие познавательных процессов, расширение кругозора и общей осведомленности, развитие мелкой моторики и координации движений, развитие воображения и творческих способностей. Серьезный учебный процесс превращается для учащихся и воспитанников в увлекательное и захватывающее занятие.

Рисование песком – занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных историй. Под чутким руководством педагога он учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые сюжеты. Дети с огромным энтузиазмом овладевают хитрыми премудростями метода. Они с удовольствием показывают свои песочные картины родителям и приглашают их к совместному творчеству.

Подавленный стресс, трудные жизненные ситуации у детей приводит к обострённому эмоциональному состоянию: нервозности, агрессии, апатии, тревожности, раздражительности. Иногда он может проявляться в виде неконструктивного выплеска эмоции, конфликтных ситуаций, развития нервных заболеваний, отчужденности, замкнутости.

Необыкновенно приятный на ощупь песок, дает возможность расслабиться, снять стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы. Есть еще один метод работы с песком песочная анимация или рисование песком (метод Sand-art).

ПЕСОЧНАЯ АНИМАЦИЯ-искусство рисования песком дает, новое направление, покорившее сердца многих людей по всему миру и приобретает все большую популярность, которое дает возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.

 

Песочная терапия дает возможность прикоснуться к своему глубинному подлинному "Я", выразить себя, признаться себе в чем-то очень важном, трепетном, а потому скрываемом.

Как специалиста, данный метод заинтересовал меня около 5 лет назад. Именно тогда я заметила благоприятные тенденции в эмоциональном фоне детей и динамику изменений после песочных сессий. Как помогает песочная терапия?!

Песочная терапия позволяет выявить и отработать актуальные проблемы, негативные паттерны поведения, с использованием обращения к символическому миру.

Песок нередко действует на детей как магнит.
Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

Сам принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. 
Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и даже взрослых, это делает прекрасным средством для "заботы о душе".

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д.

Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами). 
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью и в зависимости от запросов родителей.

Игровые методы могут применяться:

  • с целью оказания первичной психологической помощи;
  • в процессе краткосрочной психотерапии;
  • в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). 
Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной.
Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания.

Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих "агрессора" и его "жертву". Дети, пережившие психическую травму, находят для себя такую игру весьма полезной: она помогает им заново пережить травматичное событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний.

Чаще, конечно песочную терапию я использую в работе с детьми, как способ отреагирования внутренних эмоциональных переживаний, однако и взрослые с удовольствием приобщаются к такому взаимодействию.

В своей практике я очень люблю использовать песок потому как не всегда человек, а особенно ребенок, может рассказать консультанту, что с ним происходит. Соприкасаясь с песком, ребенок в расслабленном состоянии создает образы и строит с удовольствием. Иногда постройки – это целые картины.

Чаще всего дети используют игрушки, фигурки и вспомогательные атрибуты. Однако бывают случаи, когда ребенок говорит: «Я хочу рисовать», и тогда я предлагаю ему создать картину прямо на песочном листе.

Как строится работа с ребенком методом песочной терапии: Для начала я всегда проясняю запрос с родителем: «Что волнует, и что хотелось бы получить в результате сессий?» Затем оговаривается количество посещений с учетом того, какой результат хотелось и что возможно сделать в той или иной ситуации. Следующий шаг- это комплексное взаимодействие с ребенком.

С какими запросами обращаются родители:

  • наличие страха 
  • тревожность 
  • агрессивность 
  • нестандартное поведение 
  • неврозы (энурез, заикание) 
  • симптомы.

 

Можно выделить причины, из-за которых следует научиться рисовать песком и это совсем не удивительно - рисование при помощи песка или песочная анимация обладает рядом положительных моментов:

1. Не требующее больших материальных затрат. Чтобы попробовать себя в песочной анимации из всех необходимых реквизитов потребуется только чистый просеянный песок и стекло. Даже подойдет манная крупа или кофе, а за неимением стекла можно пользоваться любой горизонтальной поверхностью.

2. Красота и пластичность. Видеоролики с песочной анимацией не оставят никого равнодушным. Легко изменяющиеся детали изображения, готовый образ плавно и динамично перетекает в следующий.

3. Борьба со стрессогенными факторами: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций.

4. Простота. Необходим стол-планшет с подсветкой и специальный песок.

5. Возраст ребенка. Рисовать могут даже годовалые дети.

6. Эстетичность. Выполненные ребенком  рисунки песком позволяют проявить свою фантазию.

7. Пластичность. Для того  чтобы изменить рисунок не нужен ластик – достаточно просто провести пальцем по стеклу. 

Рисуем песком, кидая его на святящийся стол или наоборот сметая пальцами – всей ладонью,  оставляя следы на песочном холсте. Это чудо снимает стрессы, страхи, переживания, напряжение у взрослых и детей. Конечно же развивает внимание, память, воображение, тренирует мелкую моторику рук, ну и главное, что можно будет путешествовать по разным странам, узнавая, что растет там и кто  живет в них, разыгрывать сказки и истории-ведь это  ПЕСОЧНАЯ АНИМАЦИЯ.

Песочная анимация или рисование песком-это прекрасный и при этом расслабляющий процесс, который позволяет свой внутренний мир. Рисование песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей,  и дает возможность спокойной эмоциональной разгрузки, выражений через песочный рисунок, снятие эмоционального напряжения через ощущение тактильных прикосновений к песку,  дополненное расслабляющими мелодиями, позволяет достичь душевного спокойствия, снять нервное напряжение, развить творческий потенциал, выразить внутренние ощущения,это   делает его средством для развития и саморазвития ребенка.  

Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий.  Создание картины песком  – увлекательный процесс, он  затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.          

Что даёт нам этот новый метод рисование песком:

  1. Дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, способствует расслаблению и снятию напряжения. Это возможность мягко прикоснуться к своему бессознательному, исследовать самые разные грани проявления своего Я.
  2. Метод помогает войти в контакт со своими чувствами. А иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения, которые кажутся непреодолимыми.
  3. Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, развить внутреннююсвободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества. А главное, ощутить себя автором не только данного произведения, но и автором своей жизни. Высвобождается внутренняя энергия, приходит осознание того, Что я хочу делать и Как.
  4. В этом арт-терапевтическом процессе приобретается ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации и самоактуализации личности, а также повышению самооценки, уверенности в себе.
  5. Внутренние конфликты и переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем вербально. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры и рационализации, что ускоряет положительные изменения личности. К тому же, при переводе бессознательного в видимую и ощутимую форму, появляется реальный творческий продукт, который не может отрицать сознание человека (это уже не что-то невидимое, неосязаемое).
  6. ·Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате исследования и осознания своих скрытых умений, творческого потенциала.   
  7. Преимущества метода рисования песком перед другими формами арт-терапии :
  8. Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков.  И сам материал -песок- необыкновенно приятен.
  9.  Рисование песком дает возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь – все время развивающуюся и изменяющуюся. Я думаю, что похоже и на внутреннюю жизнь человека. 
  10. Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А, работая с песком под музыку, задействуются одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет полноценному восприятию этого мира, и возможностью вчувствоваться в него. Чего очень не хватает в нашей социальной жизни, где наш ум выносит о мире оценочные суждения. Это близко к медитативным техникам.
  11. Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что черезстимуляцию пальцев рук развивается мозг) и для пожилых людей, т.к. с возрастом снижается чувствительность рук. А также для людей, работающих за компьютером. 
  12. Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, и внутреннему центрированию. 

Психологические проблемы, при которых полезно применять песочное рисование в сочетании с другими методами.

Проблемы поведения детей: агрессивность,  непослушание,  гиперактивность.

Эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары.

Семейные проблемы: развод, появление младшего ребенка, стрессовая ситуация, смена места жительства.

Коммуникативные проблемы: поступление или смена детского садика, школы, школьная неуспеваемость, трудности в общении с другими детьми и взрослыми.

Игры с песком и ладошками:

Обычно в работе использую опыт психолога М. Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница» и художника Н.В. Дубровской «Рисунки, спрятанные в пальчиках.

- сначала предлагается детям воплотить  в песке  свои идеи теми способами, которые им больше нравится;

- песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами;

-руки могут работать и как бульдозер, разгребая песок вокруг;

- взяв песок в руки, можно его перетирать  между  пальцами, ладонями;

-медленно, а затем быстро насыпайте песок из своего кулачка в песочницу, на свою ладонь и на ладонь друг друг;

-можно насыпать кучки из песка.

- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

- «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук;

- пальцами, ребрами ладоней, кисточками рисовать всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, простые, сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки, мордашки, буквы и цифры), рисование узоров с помощью детских резиновых мячиков с поверхностью в виде конусов или кнопок, перемещаемый по песку мяч оставляет на нем следы, поскользить по поверхности песка, выполняя зигзагообразные, и круговые движения(как машины едут, как змейка ползет, как санки катятся, лыжи и т.д.)

Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это возможность ребенку ощущать себя успешным. Работа над рисунком начинается с фона.

Набираем песок в кулаки и рассыпаем его равномерным слоем по стеклу. Фон может быть как светлым, т.е. без песка, так и темным – когда все засыпано сыпучим материалом. Для рисования на светлом фоне наберите немного песка в руку и, выпуская его тоненькой струйкой из зажатого кулачка, изображайте границы образов.

Рисунок всегда можно подкорректировать. Не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо. Все сказки мы с детьми записываем и собираем в «Сборник фантазий».

Дети всех возрастных групп с удовольствием экспериментируют с новым материалом для творчества,ярко выражая свое настроение, чувства и эмоции.