Главная » Файлы » Мои файлы

Рисование пальцами
19.02.2014, 19:52

                                Рисование пальцами

Методика грудничкового рисования давно завоевала в Европе высокий уровень актуальности среди родителей и специалистов, апробирующих различные методики раннего развития. В России и странах ближнего зарубежья этой темой занимается Мария Гмошинская.

Данная методика помогает развивать сенсорику, мелкую моторику малыша, формировать его основные психические способности и креативный потенциал, а также это эффективный способ положительного эмоционального взаимодействия и сотворчества ребенка с родителями. 

Рекомендуется начинать заниматься живописью  с малышом с шести или семи месяцевОсновным сигналом для начала творческой деятельности является приобретение у ребенка умения самостоятельно сидеть.

К шести месяцам малыш готов взаимодействовать с взрослыми, у него активно развивается познавательный интерес к новым предметам и действиям. Также малыш различает слова родителей и понимает их смысл.

Полугодовалые малыши уже полностью эмоционально и физиологически готовы к совместной творческой деятельности, при этом взрослый выступает в роли помощника и партнера.

Для правильного освоения данной методики не обязательно родителям уметь профессионально рисовать.

Главным критерием является только сильное желание родителей эмоционально и предметно взаимодействовать со своим чадом, а также гармонично его развивать. Вам достаточно научиться смешивать различные цвета и наносить мазки краски на бумагу.

В течение недели показано организовывать не более двух занятий по живописи с малышом. В другие дни можно занять ребенка лепкой из соленого теста или рисованием восковыми мелками.

Лучше всего рисовать красками с малышом в первой половине дня. Юный художник должен быть обязательно позитивно настроен и эмоционально открыт для восприятия им новой информации. Также занятия с малышом в первой половине суток защитят его от эмоциональных и информационных нагрузок. Если кроха капризничает или плохо себя чувствует, то не следует в этот день проводить занятие.

Самые первые занятия не должны длиться более двух минут. Через некоторое время количество уроков живописи будут постепенно увеличиваться. В процессе рисования наблюдайте за настроением ребенка. Если малыш начал капризничать или попытался разбросать краски, то это прямой сигнал к завершению занятия. Не следует допускать длительных пауз и перерывов между занятиями. Обязательно снова начинайте «творить» со своим малышом, даже в летний период времени.

Методика Гмошинской предполагает определенную подготовку перед началом творческого процесса. Для этого рекомендуется заранее приобрести инвентарь, продумать одежду и определить рабочее место для юного художника.

На первых творческих занятиях, независимо от возраста детей, используется лист бумаги формата А4. Затем можно рисовать на листах формата А3, цветном картоне или тонированной бумаге. Потом для рисования пальчиками, желательно использовать большой лист бумаги (чем больше, тем лучше). Отличный вариант – оставшиеся после ремонта неиспользованные рулонные обои – переверните их узором вниз, а на внутренней – белой стороне смело творите ваш первый шедевр!

Невозможно переоценить пользу от рисования пальчиками как для психологического, так и для физического развития крохи. Уже с 6 -7 –месяцев, малышу можно предложить попробовать рисовать пальчиковыми красками. Сначала можно дать только 1 баночку краски, а затем уже вводить остальные цвета, смешивая и экспериментируя с ними. Помните, что при помощи самостоятельного рисования, пения, танцев ребенок учится снимать отрицательные эмоции, обиды, тревоги и страхи.

К счастью, сегодня, купить безопасные пальчиковые краски не проблема, они продаются практически в каждом детском магазине, а также в магазинах канцтоваров. Главное, чтобы у родителей было желание и нашлось немного свободного времени. Чтобы немного облегчить задачу, предлагаю несколько различных «техник» рисования пальчиковыми красками.

Методические рекомендации для родителей и педагогов

1. Перед занятием уберите с рабочей зоны малыша лишние предметы и оставьте только необходимые для живописи принадлежности. Подготовьте заранее рабочее место и одежду ребенка.

2.  В зависимости от возраста малыша длительность урока рисования от 5 до 20 минут. Количество занятий в неделю колеблется от одного до двух раз. В ходе занятия обращайте внимание на его настроение и самочувствие.

3. Грудничковое рисование является индивидуальной формой работы с детьми. Групповые занятия можно организовывать в паре «мама-малыш» только после того, как ребенок овладеет техникой рисования красками и адаптируется к педагогу. В группе должно быть не больше трех пар. В ходе таких занятий мама взаимодействует с малышом, а педагог находится рядом, корректируя и координируя их деятельность.

4. Для работы используйте сначала одну или две краски теплых тонов, при этом называйте ребенку название цвета и объясняйте, что красками можно рисовать и их не нельзя пробовать на вкус.

5.    Эффективность урока живописи зависит не только от активности малыша, но и настроения родителя. Чем больше проявляет мама интерес к творчеству маленького художника, тем быстрее малыш познает технику рисования. Особенно важен при словесном общении визуальный контакт ребенка с педагогом или родителями.

6. После завершения занятия по грудничковому рисованию обязательно похвалите малыша и приберите рабочее место.

 Важно родителям или педагогу комментировать в процессе работы каждое свое действие. Далее малышу предлагается выбрать самостоятельно краску, которая находится в небольших удобных баночках. На первых этапах творчества достаточно использовать только два цвета. При этом не следует густые краски разводить водой, так как малыш может их случайно разлить, или выпить.

После выбора краски малышом начинается непосредственно сам процесс рисования. Он пальчиками или кисточкой прикасается к краске и наносит первые мазки на бумагу. Многие дети, исследуя краску, сжимают ее в кулачке, им нравится пачкаться ею и слушать как она «чавкает». Также имеют место случаи, когда кроха сразу не включается в активную работу и не желает рисовать. В такой ситуации взрослые должны выступать в роли активных художников, а малыш – пассивного наблюдателя. При этом рассказывайте ребенку, что вы рисуете, каким цветом и т.д. Через несколько адаптационных занятий малыш начнет рисовать самостоятельно.

Рисуем ладошками и стопочками. Для рисования ладошками приготовьте плоские тарелочки, или блюдечки укоторые нужно налить краски. Таким образом, малышу будет легко дотянуться и макать в краску полностью всю ладошку. Сразу можно оставлять на бумаге отпечатки ладошки разными цветами, также, можно попробовать выполнить из отпечатков узор (например, цветочек, или солнышко). Также, покажите ребенку, как просто стучать ладонью о лист, оставляя отпечатки, как проводить линии всей ладонью – ровный и зигзагообразные, прерывистые или не отрывая ладони от листа. Если никто не возражает, можно подключить ещё и стопочки – предварительно окуная их в краску. Если малыш уже ходит, ему будет очень интересно ходить по бумаге, оставляя разноцветные следы.

Рисуем пальчиками. Рисование пальцами является более сложным действием, чем рисование ладошкой, так как оно требует большей точности и координации движений.

Для ребенка очень полезно и интересно изучать возможности собственной руки. У него развивается: Тактильная чувствительность. Ловкость пальцев и кисти. Развивается представление о цвете. Ребенок научится различать цвета и скоро обратит внимание, что существуют различные оттенки. Научиться чувствовать границы изображения.

Рисование пальцами – это еще и хороший рефлекторный массаж. Ведь на кончиках пальцев находятся определенные точки, массируя которые можно добиться улучшения состояния организма.

Кроме того, ребенок просто получает удовольствие от того, что можно перепачкаться краской.

Первый опыты рисования повлияют на дальнейшее творческое развитие ребенка. Во время рисования очень важно дать ребенку почувствовать себя творцом и первооткрывателем, направить его творческую энергию в положительное русло.

Для рисования пальчиками, прекрасно подойдут баночки, в которых, обычно, пальчиковые краски и продаются. Всей ручкой малыш в них залезть не сможет, поэтому, будет брать краски именно пальчиками.

Окуните свой палец в краску. Проведите пальцем по листу верх и вниз, вправо и влево, сделайте линии толще и тоньше. Нарисуйте мячик, машинку и другие знакомые малышу предметы.

Предложите малышу самому окунуть палец в краску. Некоторые дети не могут сразу расслабиться и отдаться процессу, не могут сразу понять, почему йогурт на столе размазывать нельзя, мама недовольна, а краски можно. Не торопите ребенка, пусть просто посмотрит, как Вы рисуете. Либо предложите малышу рисовать ватной палочкой и карандашом, на конце которого есть ластик. Для того чтобы ребенок не тянул пальцы в рот, добавьте в краску соли.

Познакомьте ребенка со способами рисования.

Можно сделать отпечаток пальца и дорисовать ему детали.

Сделать несколько отпечатков и соединить их в один.

Пальчиком можно закрасить раскраску.

 Пальчиками, можно оставлять следы, как ладошками, можно рисовать узоры, или простые «каракули» – все равно будет получаться очень красиво и необычно. Попробуйте обмакнуть каждый пальчик малыша в разную краску и провести сразу всеми по бумаге, обычно, дети в восторге от такого разноцветного шедевра. Ещё один вариант: когда мама рисует что-либо на бумаге (рисунок не должен быть четким и без мелких деталей), а малыш его раскрашивает. Можно просто обмакивать пальчик крохи и позволить ему «творить» самостоятельно.

Пальчиковые краски очень хорошо смешиваются и ложатся друг на друга, поэтому, обязательно поэкспериментируйте с малышом над созданием новых цветов и оттенков. Ещё один вариант – просто вылить несколько разноцветных лужиц на лист и размазывать их руками – получаются очень красивые картины.

Попробуйте рисовать пальчиками и на вертикальной поверхности. Таким образом, ребёнок сможет проследить, как будут стекать краски, оставляя красивые разноцветные следы, да и вообще в вертикальной плоскости рисуется совсем по-другому. Для этого можно использовать специальный мольберт для рисования, или прикрепить лист ватмана на стену.

Не стоит учить ребенка рисовать какие-то предметы. Для годовалого ребенка – линия – это уже дорога, по которой поедет машина. Ребенок не просто ведет линии и ставит точки, он творит, переживает творчество.

Ваши занятия рисованием можно проводить не только за столом. Одним из самых удобных мест является ванная комната. Предоставьте юному художнику кафельную стену. На кафеле можно рисовать зубной пастой или пеной для бритья. Такие гигиенические краски легко смываются, специально оттирать ничего не потребуется, достаточно просто смыть рисунки водой.

Рекомендуется рисовать с малышами до года без кисточки, используя собственные пальчики и ладони. При этом в творческом процессе может быть задействовано сразу две руки малыша. Детям, которым исполнился год, предлагается ознакомиться с кисточками для рисования.

Чтобы малыш быстрее адаптировался к кисточке, придумайте веселые игры с ее участием: гладьте кисточкой ручку малыша, проводите линии кисточкой на белой бумаге, поиграйте с малышом сухой и мокрой кисточкой и т.д. При этом подкрепляйте свои действия словами. Обратите внимание ребенка на то, что сухая кисточка не оставляет след на бумаге, а мокрая – наоборот.

Для занятий живописью с детьми после года рекомендуется использовать для каждого цвета отдельную кисточку.

После того как юный художник привык к основному инвентарю ему можно предложить краски. Начинайте знакомство с оранжевой или желтой цветовой гаммы.  Для работы понадобятся все цвета радуги и белая краска.

Родителям и педагогам нужно знать о том, что малышам сложно сразу освоить правильность работы с кистью. Как правило, они держат кисточку за конец, как ложку. Через пару занятий ребенок научиться держать ее у основания рабочей части.


Дети до года рисуют широкими и размашистыми движениями. Через время техника рисования у малышей изменяется, приобретая направленный характер. Важно в процессе рисования постоянно эмоционально взаимодействовать с малышом, проявлять интерес к его шедеврам и хвалить кроху за каждый удачных мазок.

                                                 Информация взята 

http://mama.neolove.ru/early_childhood_education/method_gmoshinskoy/metodika_gmoshinskoj.html

Категория: Мои файлы | Добавил: Olga
Просмотров: 1766 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: