Главная » Файлы » Мои файлы

Игры с песком и водой
[ Скачать с сервера (12.51 Mb) ] 25.10.2013, 18:44

 Все дети получают море радости и удовольствия, играя в песке. 

Лето благодатная пора не только для оздоровительной работы с детьми в детском саду, но и для ознакомления с окружающей жизнью в летних условиях и для отражения своих впечатлений в рисунках. Лето представляет большие возможности для формирования реалистических представлений о природе для воспитания у детей любознательности, умения наблюдать, логически мыслить, вызывает чувство удовольствия от созерцания красоты природы. Природа летом является не только предметом пристального наблюдения, но и выступает как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность детей. Ребенок – художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве свое видение происходящих в ней явлений. Одной из задач летней работы является пробуждение в детях эмоционально – положительного отношения к природе, окружающей жизни и формирование умений передавать свои впечатления о красоте окружающего мира с помощью простых приемов художественного творчества, поэтому используйте в своей работе «творческие минутки», например: игры с песком. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка, поэтому являются прекрасным средством развития малыша.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, проигрывая возможные ситуации  вместе с персонажами участвующими в играх с песком, ребенок получает определенные знания, развивает свои творческие возможности. При организации игр с песком сначала идет введение в игровую среду, строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, морей, рек, лесов-того, что требуется по сюжету игры), заселение его различными персонажами. Педагог выступает в роли доброжелательного помощника. За тем в игре создается ситуация из которой дети ищут самостоятельно выход. Взрослый поддерживает, подбадривает детей. Найдя выход, из создавшейся ситуации дети продолжают игру, взрослый поощряет участников игры, и рассказывает о последующих играх, приключениях.

Маленький ребенок часто не может сказать, что его беспокоит, поэтому игра с песком для него способ самовыражения. И это не случайно. Именно игры с песком позволяют маленькому человечку открыто выражать свои эмоции: радость, восторг, удивление. Песок поглощает негативную энергию человека  и во время игры с песком у ребенка нормализуется его эмоциональное состояние, внутренняя гармония, он становиться более понятен самому себе. Также во время игры малыш присваивает себе различные роли, он может быть шоферов, поваром, врачом. А проговаривая вымышленные диалоги или давая просто комментарии, он развивает свою речь.

Игры с песком и водой могут быть самыми разнообразными. Как правило, родители ограничиваются формочками из песочного материала, строительством дорожек и домиков. Но это далеко не все. Детские игры с этим прекрасным сыпучим материалом можно и нужно чередовать, расширяя познавательный интерес и  фантазию ребенка. Для игры с песком малышу понадобятся игрушки, это могут быть игрушки из киндер сюрпризов, различные машинки, фигурки животных и т.д. У ребенка должно быть много игрушек, разного содержания, характера и разных материалов. В этом случае развитие ребенка будет идти гармонично, лучше будет развиваться фантазия и творческое воображение. И конечно же не стоит забывать, что игры с песком развивают мелкую моторику ребенка!

А вы когда-нибудь задумывались, почему детям, да и взрослым, так нравятся игры с песком? И есть ли польза для малышей от игры с песком и если есть, то какая?

Естественная потребность детей в игре с песком, конечно же, имеет свое объяснение. Эту потребность изучил в свое время психоаналитик, основатель аналитической терапии Карл Юнг. Им был предложен метод «терапии песком».

Игра с песком описывалась и известным английским педиатром Маргарет Ловенфельд и назвала она свой игровой метод «мировой методикой».

Сегодня игру с песком и другими сыпучими материалами используют в своей работе многие детские специалисты: педиатры, психологи, психотерапевты, педагоги, логопеды, неврологи. Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. У малышей, игры с песком развивают мелкую моторику, а у взрослых улучшается работа мозга, и как, следствие, память, соображение, координация.

Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок и  песка, ощущения свободы, безопасности и самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песок пропускает воду и по утверждению парапсихологов он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Кроме того, сам материал – песок, - обладает уникальным свойством: он замедляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок».

Весь процесс создания картин происходит на глазах у зрителей. Удивительным образом горсть песка превращается в романтический пейзаж, диковинного зверя или звездное небо. Наблюдения и опыт показали, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и делает его прекрасным средством для развития и саморазвития. Рисование песком рекомендовано всем возрастам как медитативная, расслабляющая техника, а также способ заземления своих негативных эмоций.

Перед вами песок. Естественное желание – погрузить в него руки, ощутив прохладу, пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Приятные воспоминания охватывают вас: детство, море, солнце, ощущение бесконечности Мира и ожидания Чуда. Чувства переполняют вас, и хочется поделиться ими. А рядом – ребенок. Он делает то же, что и вы. Его маленькие ручки только что прикоснулись с уникальностью Мироздания, Вечностью. Он стоит на пороге открытия. Сейчас вы вместе сделаете самые важные шаги по дороге Познания. А мы поможем вам в этом.

В методике рисования песком наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок под действием педагога «рука в руке» производит движения руки или кисти. Здесь не нужны четкие линии изображения предмета, что упрощает  изображение  и передачи формы предмета.

«Творческие минутки» могут быть различного характера (подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т.д.) и применяют их для разных целей – для привлечения внимания, повышения интереса к деятельности, создания положительного настроя и вызвать желание рисовать. Итак, об игровых заданиях, благодаря которым рука ребенка станет более гибкой, послушной глазу и мысли. Занятия должны быть добровольными, а результат можно обсуждать лишь только положительно. Предложите ребенку понаблюдать, отобразить пластически, а потом нарисовать, например, как кошка нежится, как готовится к прыжку. Какая поза, какие движения характерны для собаки, как распускает хвост павлин. Так будет развиваться новое восприятие, а лучше сказать новое отношение ко всему новому в жизни. Так простая наблюдательность перерастает в художественное воображение.

Специалисты утверждают:

 Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Песок как бы «заземляет» негативную энергию. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим — успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей.

*** В целях диагностики, а также для коррекции, многие педагоги, психологи и психотерапевты используют в своей работе песочную терапию. Ее суть заключается в том, что в коробке, кроме песка для игры детей используются еще различные фигурки, палочки, камешки, шишки и пр. В игре ребенок часто на подсознательном уровне начинает проигрывать те ситуации из своей жизни, которые и привели его к той или иной проблеме. Ему не нужны для этого слова.

Проиграв свою историю, изменив ее собственными руками, ребенок строит то, что ему приятно. Таким образом, малыш находит выход из сложной  ситуации, меняет ее и тем самым избавляется от тяжелого груза внутренних переживаний. Специалист наблюдает за манипуляциями ребенка и при необходимости помогает ему.

  Игры с песком полезны и для физического здоровья. В медицине даже существует целый раздел, который называется псаммотерапия — прогревание песком. Дети испытывают настоящий восторг, когда закапывают в горячий песок руки, ноги, а особенно друг друга. А порой, от них не отстают в этом и взрослые. Кроме удовольствия, и дети, и взрослые получают от этого большую пользу.

Псаммотерапия способствует улучшению обмена веществ, помогает в лечении диатезов, аллергии, рахита, заболеваниях периферической нервной системы, органов дыхания, суставов, хронического нефрита, последствий полиомиелита, а у женщин — в лечении гинекологических заболеваниях. Прогревание песком  улучшает деятельность сердца, способствует нормализации функции почек. Само собой, предварительно нужно проконсультироваться с врачом. Обязательно следить, чтобы ребенок не перегревался.

Также полезно ходить по  песку босиком. Известно, что на стопе человека расположены массажные точки, каждая из которых соответствует какому-либо органу нашего тела. Кроме массажа органов, хождение босиком помогает нам еще и в лечении плоскостопия, гиперпотливости, опорно-двигательного аппарата,  заболеваниях нервной, мочеполовой, костно-мышечной, сердечнососудистой систем и желудочно-кишечного тракта, а также простуды, гриппа и даже инфаркта и инсульта.      

Но вернемся к детям.

 Игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.

*** Поэтому логопеды так любят рекомендовать родителям игры с сыпучими материалами.

Очень полезно для развития речи:

-  рисовать пальчиками на песке;

- пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного стаканчика в другой;

- рыть ямки, погружать руки в песок;

-  искать в песке зарытые мелкие игрушки;

- лепить руками  из мокрого песка заборчики, домики, пирожки и т.п., очень хорошо украшать строения мелкими камушками, ракушками, щепочками и пр.

- насыпать песок в ведерко лопаткой.

 Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. На песочном полигоне можно дать волю своей буйной фантазии. Сколько всего можно вылепить из влажного песка: фигурные куличики, домики, гаражи, дворцы, города, скульптуры. Сложность песочной конструкции возрастает с мастерством юного архитектора.

 Играя в песочнице или на пляже с другими детьми, ребенок приобретает навык общения, социализируется. Учится ориентироваться в конфликтных ситуациях, которые регулярно возникают на детских площадках. Вырабатывается навык договариваться, уступать, делиться или наоборот отстаивать свои права.

Вот сколько полезных свойств у песка! И что самое приятное — родителям не нужно тратить много усилий, чтобы дети получили столько пользы. Всего-то выйти на улицу и дойти до детской площадки. Все! Начался сеанс — сеанс игры с песком!

А, если вы хотите восстановить и свое душевное равновесие — смело вооружайтесь совочками и творите вместе с детьми. Вот увидите, все ваши переживания рассеются также быстро, как сдувает ветер с ладоней сухой песок.

 Во что же еще можно поиграть?

· Лепка куличиков. Ребёнок «выпекает» из песка булочки, пирожки. Для этого понадобятся формочки, чтобы насыпать в них песок и утрамбовать их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребёнок «угощает» пирожками маму, папу, кукол. Детям до 2х лет понадобится помощь родителей. Малышам больше нравится топтать ножкой куличики, сделанные родителями.

·    Лепка башенки с заборчиком. А за забором можно кого-нибудь спрятать.

·     Сухой и мокрый песок. Показать ребенку, что мокрый лепится, а сухой рассыпается.

·    Рисование палочкой, пальчиком (от мордашек до букв и цифр).

·   Копание ямок. Ребёнок вместе со взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем мама обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, мама берет игрушечную мышку в руки, имитируя её писк. Затем ее «мышка-нарушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребёнка за то, что он сделал для неё замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.

·      Насыпание кучек.

·      Строительство замков и рытьё «пещер».

·      Игры в машинки (в песке роются «гаражи» и проводятся дороги).

·    Игры в магазин (куличи являются универсальным продуктом, а в качестве платёжных средств и других продуктов часто используются палочки и листья).

·     Оставляем следы. Поиграйте в игру «как ходят животные». Одним пальцем – прыгают зайчики, тремя – бежит собачка, кулаком – слоник. Изобразите свои следы: для сравнения – от маминых ног – большие, малыша – маленькие.

·     Зарывание предметов.

·     Дождик пошел. Намочите руки и стряхивайте капельки на песок.

·    Закапывание руки. Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращаем внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапываем каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок.

·     Строительство города, леса. Можно использовать камешки, веточки, цветочки.

Полезны будут так же еще некоторые упражнения, имеющие целью общую активизацию и развитие сенсорно-моторной сферы:

  1. например, для умения свободно держать кисть, делать рукой свободные движения сверху вниз, слева направо, не сжимая пальцы, правильно брать песок, открывать и закрывать ладошку, просто сыпать песок через кулачок;
  2. упражнения, позволяющие изучать проблемы детей и выражать самые разнообразные переживания - это рисунки на свободные темы, на заданную тему «добро и зло», «страх» и прочие;
  3. упражнения, связанные с восприятием себя, позволяющие изучать систему отношений детей и положительно влиять на ее изменения (нарисовать портрет, изобразить своего друга, себя – отражать характерные свойства личности);
  4. упражнения, позволяющие изучить отношения в семье ребенка с целью выявления причин нарушений поведения и их последующей коррекции (с помощью песка, различных фигурок, скомпоновать какую-то бытовую сцену);
  5. упражнения в парах, направленные на развитие коммуникативных возможностей;
  6. упражнения, помогающие при разрешении конфликтных ситуаций для профилактики конфликтного поведения в семье (создание композиций «шторм», «взрыв» с последующим обсуждением).

Сейчас вы попробуете рисовать песком на стекле и прочувствуете техники песочного рисования, как развиваются мышцы рук и пальцев - а это мелкая моторика.

 «Дорожка»  Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).

 «Сказочное чудовище на острове». Сказочное чудовище спит на острове (поставить или закопать в песок игрушку). Надо обойти чудовище и не коснуться его – может проснуться.

«Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.

«Дерево». Нарисовать ствол, ветки, листву. Главное, чтобы ребенок привык искать в видимых формах предметов и явлений выражение какого-то характера, какого-то настроения.

«Лист-путешественник». На чистое стекло насыпать песок по форме листа березы (дуба, рябины и т.д.), обвести по контуру песка пальцем и присыпать его слегка песком – запылился. Можно изобразить его изогнутым – подсох и покоробился.

«Мой веселый звонкий мяч». Нарисовать насыпью песка мячик (обвести по насыпанному песку), он упругий, веселый по характеру (можно нарисовать ему рожицу и ножки), а другой не совсем круглый, не очень упругий и ленивый (отобразить эмоции), почти не подскакивает.

«Веселый клоун», «Солнышко», «Птичка», «Тучка и дождик» - пример разнообразных занятий, которые позволят вашему малышу стать не только творческим, но и эмоционально отзывчивым, так как песок оказывает сильное терапевтическое действие на ребенка!

С наступлением лета поспешим на песчаные пляжи рек, озер, морей и океанов! И уж тут от игры в песок не удержаться и родителям! Вместе с детьми, отключившись от своих взрослых забот, выстраиваем на песке целые замки и города или рисуем сказочные картины, которые так любят слизывать с песка игривые волны!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Olga
Просмотров: 1242 | Загрузок: 68 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: