Главная » 2017 » Апрель » 2 » Круглый стол «Песочная страна-страна чудес». Песочная терапия в коррекции и развитии эмоциональной, поведенческой сферы детей «Волшебный пе
15:05
Круглый стол «Песочная страна-страна чудес». Песочная терапия в коррекции и развитии эмоциональной, поведенческой сферы детей «Волшебный пе

Круглый стол «Песочная страна-страна чудес».

Песочная терапия в коррекции и развитии эмоциональной, поведенческой сферы детей

«Волшебный песок в руках ребенка».

20 марта Бюджетном учреждении Ханты-мансийского автономного округа –Югры  «Комплексный центр социального обслуживания населения «Доброта» п.г.т. Октябрьское в отделении психолого-педагогической помощи семье и детям  стартовал ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН,  с целью привлечения внимания родительской общественности, педагогов и специалистов к психологическим проблемам детей и семьи.

В настоящее время возрастает количество детей с признаками психологических, эмоциональных и поведенческих нарушений, социальная дезадаптация. Психологическая коррекция трудностей имеет важное значение для формирования психологически здоровой личности и главной задачей является максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие психологического эмоционального напряжения.

В рамках психологического марафона 24 марта 2017 года в БУ ХМАО-Югры «КЦСОН «Доброта» состоялось мероприятие круглый стол «Песочная страна-страна чудес». Песочная терапия в коррекции и развитии эмоциональной, поведенческой сферы детей «Волшебный песок в руках ребенка».

В ходе круглого стола поделилась опытом работы по программе «Песочная страна-страна чудес» песочная терапия в коррекции и развитии эмоциональной, поведенческой сферы детей «Волшебный песок в руках ребенка» с целью ознакомления с особенностями и возможностями с интегрированного с использования методов песочной терапии, метода рисования песком и сказкотерапии, с детьми дошкольного  и школьного возраста, разработанным планом занятий по работе с детьми с целью развития и коррекции эмоциональной, поведенческой и социальной сферы, обеспечения гармонизации психоэмоционального состояния ребенка, а также положительного влияния на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения у детей.

На базе отделения психолого-педагогической помощи семье и детям созданы все условия для психологического развития детей: работает кабинет релаксации, оборудована зона песочной терапии, со специальным оборудованием, которое привлекает внимание детей яркостью, необычностью, оригинальностью: столы для рисования из оргстекла и подсветкой неоновыми лампами, центр воды и песка, «психологическая песочница», кварцевый, цветной песок для рисования, так же кинетический песок, коллекция миниатюрных фигурок, куклы - Песочная Фея и Песочный Принц. Коллекция включает в себя всё, что встречается в окружающем мире. Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. В песочной терапии клиентам даётся возможность создать на песке картину, которая отражает его внутреннее состояние. Используется интегративная песочная терапия — занятия проходят с применением различных методик арт-терапии, сказкотерапии и игровой терапии. На занятиях по песочной терапии используются игры с песком, рисование песком (метод Sand-art). Используется не только обычный песок, для проигрывания сказок и рисования песком, но и не обычный – кинетический песок. А это значит, что для каждого клиента подбирается свой курс занятий, соответствующий его индивидуальным особенностям. Используется интегративная песочная терапия — занятия проходят с применением различных методик арт-терапии, сказкотерапии и игровой терапии.

Песочная терапия и сказкотерапия – одна из психотехник, применяемых в отделении психолого-педагогической помощи семье и детям длякоррекции и развития эмоциональной, поведенческой и социальной сферы детей дошкольного и школьного возраста,обеспечения гармонизации психоэмоционального состояния ребенка, а также положительного влияния на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения у детей.

В учреждений на базе отделения психолого-педагогической помощи семье и детям созданных условиях и возможностях по предоставлению психологических услуг, функцианирует «Волшебная сенсорная комната» и оборудована «зона песочной терапии». Это волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления со специальным оборудованием, которое привлекает внимание детей яркостью, необычностью, оригинальностью: столы для рисования песком из оргстекла и подсветкой неоновыми лампами, центр воды и песка, «психологическая песочница», кварцевый, цветной песок для рисования, так же кинетический песок, коллекция миниатюрных фигурок, куклы - Песочная Фея и Песочный Принц. Коллекция включает в себя всё, что встречается в окружающем мире. Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, если он плохо говорит или не может выразить свои переживания, песок прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Песочница и «песочная терапия» позволяет раскрыть и увидеть внутренний эмоциональный мир ребенка, истинные причины конфликтов в семье, сверстниками, ребенок сам того не замечая, может выразить или рассказать о волнующих его проблемах показать свои страхи переживания и дает возможность провести коррекцию, стрессов, психологических травм, снять психоэмоциональное напряжение. На занятиях по песочной терапии используется интегративная песочная терапия — занятия проходят с применением различных методик арт-терапии, сказкотерапии и игровой терапии, игры с песком, рисование песком (метод Sand-art).

Работа с песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Используя волшебные свойства песка, фигурки вдруг оживают сказки, ребенок создает собственный мир. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, чувствует себя хозяином своего маленького мира и становится режиссёром песочной сказки. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность,ребенок освобождается от напряжения. А самое главное, разыгрывая на песке сказочные сюжеты он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций: ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! В песочнице есть хозяйка –Фея Песочной страны.

Задачи песочной терапии

• проблемы поведения различного характера, упрямство, сопротивление или своенравие ребенка, низкий самоконтроль, частая плаксивость (без повода), истерики, непослушание, капризы, обидчивость,

• агрессивное, конфликтное, тревожное поведение, вербальная агрессия (бранные слова из уст ребенка),

• плохой сон, ночные кошмары, страхи, негативные эмоции, переживания,

• синдором дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ),

• проблемы во взаимодействии, конфликты ребенка с братьями и сестрами, родителями, сверстниками, трудности в воспитании младшего, среднего, старшего или единственного ребенка в семье,

• логоневроз (заикание), задержки развития речи, а также другие речевые проблемы,

• профилактика и коррекция невротических и психосоматических расстройств, патологических привычек (грызение ногтей, сосание пальцев, закручивание волос, недержание мочи или кала (энурез, энкопрез),

• застенчивость, робость, неуверенность в себе, заниженная самооценка, несамостоятельность ребенка, замкнутость,

• дети с особыми потребностями — ДЦП, ЗПР, ОНР, дети с ОВЗ, ранний детский аутизм (РДА), аутистическое расстройство,

• развитие воображения, творческого потенциала, мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики;

• формирование положительных черт характера,

• укрепление (или пробуждения) доверия к миру, развития новых, более продуктивных отношений с миром,

• адаптации к любым серьезным изменениям, новым условиям в жизни (трудности адаптации в детском саду и школе, смена коллектива, рождение сестры или брата),

• проработка и отреагирование негативных последствии предшествующего болезненного опыта, психотравмирующих ситуаций, стресса, утраты, развода родителей или семейных конфликтов, коррекция депрессивного состояния у детей,

• песок, как и вода, развивает и корректирует эмоциональную и поведенческую сферу ребенка, способен «заземлять» и поглощать отрицательную психическую энергию, снизить уровень нервно-психического напряжения, гармонизировать  эмоциональное состояние, изменить отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.

Преимущества песочной терапии

  • Перенос традиционных занятий в песочницу дает большой коррекционно-развивающий эффект.

  • Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

  • В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».

  • В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и мелкая моторика ребенка.

  • Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

  • Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.

  • В игре с песком ребенок учится концентрации внимания, умению релаксации, становится более любознательным. У детей активизируются как эмоциональные, так и мыслительные резервы.

  • Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия — в совокупности и лежит в основе оздоровительного эффекта игры с песком для ребенка, в котором гармонично сочетаются голова (разум), руки (тело) и сердце (душа), разрешение семейных конфликтов, гармонизация детско-родительских отношений, стабилизация актуального психоэмоционального состояния.

Есть еще один метод работы с песком песочная анимация или рисование песком (метод Sand-art).ПЕСОЧНАЯ АНИМАЦИЯ-искусство рисования песком дает, новое направление, покорившее сердца многих людей по всему миру и приобретает все большую популярность, которое дает возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.Рисование песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и дает возможность спокойной эмоциональной разгрузки, выражений через песочный рисунок, снятие эмоционального напряжения через ощущение тактильных прикосновений к песку, дополненное расслабляющими мелодиями, позволяет достичь душевного спокойствия, снять нервное напряжение, развить творческий потенциал, выразить внутренние ощущения, это делает его средством для развития и саморазвития ребенка.

Использование техники рисования песком с детьми:

§ Гармонизация психоэмоционального состояния, сохранение или восстановление здоровья детей.

§ Разрешение семейных конфликтов, гармонизация детско-родительских отношений.

§ Коррекция поведенческой, эмоциональной сферы

§ Формировать установку на положительное отношение к себе.

§ Успешной адаптации к школе.

§ Развивать познавательные процессы.

§ Развивать сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал.

§ Формировать коммуникативные навыки.

§ Тренировать мелкую моторику рук.

Рассказала об организации и проведении семейных занятий с песком, об использовании метода рисования песком (метод Sаnd-art) и игр с песком для развития и коррекции эмоциональной и поведенческой сферы детей по теме «Путешествие в Волшебную страну песочной Феи», а также продемонстрировала практическое занятие по песочной терапии и сказкотерапии с детьми.

Песочница и «песочная терапия для детей» не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира. Занятия песочной терапией под руководством психолога дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов,  с братьями, сёстрами, сверстниками и родителями, страхов и психологических травм провести коррекцию. Работа с песком успокаивает - в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

«Психологическая песочница» и световой стол для работы с песком, представленный проект «Песочная страна-страна чудес», план работы по его реализации, план работы по его реализации, план занятий с детьми и практический опыт, может быть использоваться и реализован  психологами для  коррекции эмоциональной, поведенческой и  социальной сферы детей в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях, центрах для детей раннего возраста, детских центра развития детей, Монтессори - центрах, в учреждениях комбинированной и компенсирующей направленности, центрах для реабилитации несовершеннолетних, помощи семьям и детям.

В мероприятии приняли участие специалисты детского сада «Солнышко», средней общеобразовательной школы, психолог МВД, специалисты Учреждения.

 

Просмотров: 1023 | Добавил: Olga | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: